В Неделю святых жен-мироносиц епископ Феоктист совершил Литургию в Покровском храме

свящ. Сергий Савенков
Фото

8 мая 2022 года, в Неделю 3‑ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Александр, дорогие отцы, братья и сёстры, Христос воскресе!

Сегодня, как вы все прекрасно знаете, Церковь совершает празднование в честь святых жён-мироносиц и в честь праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Сам нынешний воскресный день именуется на языке Церкви Неделей святых жён-мироносиц, а потому и особый акцент в наших проповедях и размышлениях мы делаем именно на роли святых женщин в погребении Христа Спасителя и на том, что именно этим женщинам Господь первым явился после Своего Воскресения.

Если же мы обратим внимание на евангельское чтение сегодняшнего дня, то заметим, что оно состоит из двух приблизительно равных по длине отрывков: первый содержит в себе окончание 15-й главы Евангелия от Марка, второй — начало 16-й главы. В первом идёт речь о снятии Господа с Креста и о Его погребении, второй повествует о первой вести о Христовом Воскресении, которую услышали от ангела три женщины, пришедшие рано утром к пещере Гроба с тем, чтобы завершить обряд погребения, то есть помазать Господа благоуханным маслом, или, если использовать кальку с греческого языка, миром.

Само слово «миро» довольно редко встречается в Священном Писании, в основном мы находим его в Евангелиях применительно к помазанию Христа Спасителя. Несколько раз его можно встретить и в Ветхом Завете, о мире как о веществе для помазания скинии и ковчега упоминает книга Исход (см. Исх. 30, 25), упоминают это вещество Псалтырь и книга Притчей Соломоновых, а об использовании мира в связи с погребением усопших мы читаем в Священном Писании лишь один раз — во Второй книге Паралипоменон в связи с погребением Асы, пятого царя из дома Давидова.

Вместе с этим Священное Писание использует синонимичные слова, и нам становится ясно, что помазание тел усопших благовонным маслом было совершенно нормативной практикой в традиции Ветхого Завета, точно также, как в наше время нормативным является омовение водой. Но если омовение водой сейчас является нормативным, но не обязательным, к примеру, ни меня, ни священников после нашей кончины омывать водой не станут, то в традиции Ветхого Завета помазание усопших миром было ещё и обязательным.

Получается, что и святые женщины, которые пришли рано утром ко Гробу, и Иосиф, который отправился к Пилату просить выдать Тело Христа, и Никодим, который «принёс состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин. 19, 39) не сделали ничего сверх того, что повелевали делать закон и традиция Ветхого Завета в отношении усопших. Из этого мы можем сделать ещё один вывод: само по себе следование закону и традиции в ситуации, когда закон попирается всеми, а традиция становится крайне неудобоисполнимой является добрым делом в такой степени, что через это действие можно достичь спасения и вечной славы. Конечно, мы прекрасно понимаем, что и жёны-мироносицы, и Иосиф, и Никодим жаждали не столько исполнить закон, сколько сделать то, что повелевает делать любовь, но вместе с этим их действия не выходили за рамки закона.

Само по себе это очень важно, ведь и мы зачастую оказываемся в ситуации, когда кажется, что и требования христианского закона, и христианская традиция становятся, совершенно неуместными, что их исполнение не имеет никакого практического смысла, что и вовсе не время об этом думать. Точно также можно было бы рассуждать и тогда, когда Господь был приговорён к Смерти вопреки закону, можно было сказать, что раз так поступают религиозные лидеры, если так поступает большинство, то можно забыть о требованиях закона в отношении погребения. Но те люди, память которых Церковь совершает через две недели после Пасхи, поступили иначе. Они не пошли вслед за большинством, они, влекомые любовью ко Христу, пошли вслед закона.

Дай же, Господи, и нам крепости, разума и мужества быть верным установлениям Священного Писания во всём, всегда и несмотря ни на что!

Похожие публикации