7 мая 2022 года, в канун Неделя 3-й по Пасхе, святых жен-мироносиц, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры, Христос воскресе!
О факте Воскресения Христова мы знаем из множества источников, но раньше всех, согласно Евангелию от Марка, о Христовом Воскресении узнала Мария Магдалина. Конечно, некоторые комментаторы спорят с этим и, ссылаясь на предание, говорят о том, что прежде явления Марии Магдалине Воскресший Господь явился Своей Пречистой Матери. Это вполне авторитетное предание и у нас нет оснований ему не верить. Но и предание, и Евангелие говорят нам о том, что первой, кто удостоился видеть Воскресшего Христа, стала женщина.
Мы понимаем, почему произошло именно так: следовавшие за Христом женщины всегда проявляли бескорыстную любовь к Учителю, они ничего от Него не ждали и не требовали, исключений всего два, да и их можно назвать исключениями лишь с оговорками: первое исключение — это просьба Божией Матери на свадьбе в Кане Галилейской, второе — просьба матери апостолов Иакова и Иоанна о том, чтобы её сыновья «сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём» (Мф. 20, 20). А оговорки состоят в том, что ни в первом случае, ни во втором женщины не просили что-либо для себя самих, их просьбы были продиктованы любовью к другим людям. В случае с Божией Матерью — к тем, на чьей свадьбе не хватило вина, в случае с матерью Иакова и Иоанна — к своим детям. Тот факт, что Воскресший Христос в первую очередь явился женщинам, выражает суть Евангелия, которое возвещает приоритет бескорыстной любви.
Но есть в такой очерёдности явлений Христа Воскресшего и ещё нечто крайне важное. Как мы помним из первых глав книги Бытия, Ева первая поддалась искушению и вкусила плод с дерева познания добра и зла, смерть её коснулась первой, она понесла на себе основную часть вины за грехопадение. Вся дальнейшая история человечества так или иначе отражает в себе ту первую и самую глубокую вину.
Но никакая вина не может длиться бесконечно, у всякой вины есть предел. Беда Достопочтенный выразил эту мысль такими словами: «Подобно тому, как в самом начале жена стала автором вины перед мужем, а муж соучастником этой вины, так теперь вкусившая первой смерть первой видит и воскресение, дабы ей не быть вечно виновной в грехе перед мужчинами. Жена, принесшая мужу вину, теперь принесла ему благодать». То есть в самом факте явления Христа женщинам прежде Его явления мужчинам мы видим возвращение к первоначальному состоянию, в котором нет и не может быть места главенства одних людей над другими на основании сугубой, несмываемой и не прощаемой вины, передающейся от матери к дочери.
И, конечно же, истребление этой вины, означает и истребление любой другой вины, вне зависимости от её тяжести. Празднуя Христова Воскресение, мы празднуем и истребление вины человечества. Дай нам всем Бог осознать и в полной мере принять это следствие Христова Воскресения с тем, чтобы не быть в плену собственной вины и вины других людей перед нами, чтобы, как о том поётся в пасхальной стихире, «и ненавидящим нас простить всё Воскресением»!