Во вторник Страстной седмицы епископ Феоктист совершил Литургию в Феодоровском монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

18 апреля 2022 года, в Великий Вторник, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Феодоровском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Даниила, отцы, братья и сестры!

Вчера за богослужением Страстной седмицы началось чтение Книги Иова, эта книга не будет прочитана полностью, в храмах прозвучит лишь начало этой книги и отрывок из последней части, но тем не менее, того, что будет прочитано, вполне достаточно для размышлений. В Книге Иова почти нет ответов, но очень много вопросов. Начинаются они с самого начала, с невозможности достоверно определить ни время написания Книги Иова, ни её автора. Конечно, есть различные предположения, но и они весьма размытые. Далее возникает вопрос к расположению таинственной земли Уц, в которой жил Иов. Очевидно одно: это какой-то ближневосточный топоним, но при этом описание жизни семьи Иова довольно непросто согласовать с имеющимися у нас представлениями о жизни людей Ближнего Востока в древности.

К примеру, мы читаем, что «сыновья его сходились, делая пиры каждый в своём доме в свой день, и посылали и приглашали трёх сестёр своих есть и пить с ними». Для современного европейского читателя в этом нет ничего странного, но в древнем библейском мире незамужние девушки, которые живут с родителями, не могли ходить в гости к кому бы то ни было, их роль была совсем иной, они помогали родителям и находились дома, ну а когда они выходили замуж, то начинали сами принимать гостей-мужчин.

Но самые серьёзные вопросы вызывают, конечно, не бытовые подробности жизни Иова и его семьи, а безукоризненное благочестие Иова, которое входит в противоречие с другими книгами Библии, к примеру, в Третьей книге Царств в молитве царя Соломона мы можем найти такие слова: «Нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8, 46). Эти же слова повторяются и во Второй книге Паралипоменон (2 Пар. 6, 36). Их же мы найдём и в книге Екклесиаста: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7, 20). Цитирование можно продолжать очень долго, и все цитаты будут свидетельствовать об одном: любой живой человек так или иначе, но согрешает. А в книге Иова мы читаем о безукоризненном праведнике, который настолько благочестив, что регулярно возносит жертву за возможные мысленные грехи своих детей. И, что особенно важно, о благочестии Иова говорит не сам герой повествования, об этом говорит Бог, то есть благочестие Иова не субъективно, оно объективно. Как такое возможно? Ответа у нас нет.

Но вопросы на этом не заканчиваются. Более того, это были относительно простые вопросы.

А теперь о сложном: кто тот персонаж, которого русский перевод книги Иова называет «сатаной»? Вопрос вытекает из еврейского текста книги. Дело в том, что это еврейское слово означает не только диавола, но и просто неприятеля или противника, отсюда произошло и его применение к диаволу, ведь он противник Бога, а в книге Иова мы видим, что тот, кто скрывается под именем сатаны, приходит к Богу с тем, чтобы получить разрешения на свои действия. Возможно ли предположить, что диавол способен таким образом общаться с Богом? Это очень непростой богословский вопрос, ответ на который скорее будет отрицательным, чем положительным.

В целом же книга Иова предлагает нам провести мысленный эксперимент: есть абсолютный праведник, праведность которого засвидетельствована Самим Богом, и вдруг этот человек лишается всего, у него исчезает всё имущество, все стада, у него погибают все дети. Как поведёт себя тот, кто, будучи праведен, оказался в подобной ситуации? Ведь если человек ощущает своё несовершенство, если он видит за собой какие-либо грехи, то он может сказать, что все потери — следствие его грехов. А если человек праведен в высшей степени этого слова, то, как он должен реагировать? Ответ нам подсказывает Книга Иова: реакция должна быть аналогичной реакции Иова.

Но такая реакция возможна только в состоянии абсолютной праведности, и у нас нет других библейских примеров подобного отношения к потерям. Пожалуй, единственный человек, которого можно назвать исключением — это Авраам. Правда, это исключение с некоторыми оговорками: Авраам готов был по слову Бога принести своего сына в жертву, но Бог этого не допустил, то есть Авраам не пережил потерю, хотя и был к ней готов.

Если сопоставить историю Иова и авраамову готовность пожертвовать сыном, то можно сделать вывод о том, что такое праведность с точки зрения Библии: это внутреннее стремление и способность принимать волю Божию о себе, причём принимать её безусловно, не торгуясь, не ожидая каких-либо «бонусов», принимать её лишь на том основании, что так сказал Бог. Даже история Священного Писания показывает, что это почти невозможно, мы устроены таким образом, что нам нужны какие-то гарантии, мы требуем чего-то взамен, как минимум, мы хотим спокойствия и уверенности в том, что если следовать словам Бога, то с нами не случится ничего плохого, а если трагедии всё же случаются, то это приводит к серьёзным личностным кризисам, которые неизбежно сказываются и на отношениях с Богом. Обычному человеку крайне сложно принять, что трагедия может быть попущена Богом, ведь мы знаем о Его благости, трагедии же в концепцию благого Бога никак не вписываются.

Иов и не пытался что-либо куда-либо вписывать. Он предельно прост, он, потеряв всё, не возносится умом в высоты богословия, он просто констатирует очевидный факт: человек приходит в этот мир ни с чем, покидает он его в том же самом состоянии. А всё, что у него есть в промежутке между этими двумя точками, — в воле Божией. Дал — хорошо. Забрал — неприятно, больно, обидно, но тоже хорошо, ведь и это также от Бога, и это — проявление Его воли. Логика Иова проста и прекрасна, но, чтобы её в полной мере постичь, необходимо иметь опыт праведности, сопоставимый с опытом Иова, именно к приобретению такого опыта и призывает нас нынешний отрывок Священного Писания.

Похожие публикации