17 апреля 2022 года, в Великий Понедельник, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, наступила Страстная седмица, и Церковь призывает нас пройти вместе с Господом нашим Иисусом Христом по Его Страстному пути, вместе с этим Церковь нам предлагает погрузить свой ум в те слова, которые Господь произносил в последние дни Своего земного служения.
Сегодня за Литургией Преждеосвященных Даров мы слышали фрагмент эсхатологической речи Спасителя. Сама по себя она довольно сложна, она ставит много вопросов, которые всегда вызывали и будут вызывать живой интерес верующих. Но сейчас мне бы хотелось обратить ваше внимание не на суть слов Спасителя, а на одно из выражений, которое прозвучало в нынешнем евангельском отрывке: «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 24, 13). Вполне очевидно, что Господь произнёс эти слова применительно к ситуации всеобщего отступления от Евангелия, но, как мы знаем, в качестве своего печального наследия атеистическая пропаганда советского времени оставила нам искажённое понимание слов Христа о терпении.
Ложное понимание этих слов стало своего рода общим местом, оно проникло и в христианскую среду и сегодня многие из нас полагают, что спасительно абсолютно любое терпение. Тогда как толкователи единогласно утверждают, что «не всякий терпящий спасётся, а только тот, кто терпит на пути Господнем». В самом деле, терпение необходимо в самых разных сферах жизни. Оно необходимо в том числе и преступникам, не только тем, кто совершает преступления против христианской нравственности, но и тем, о ком много интересного говорит уголовный кодекс. На тему терпения существует много пословиц и поговорок. Для христиан же в контексте этих слов Христа важно понять: иду ли я по пути Господню и стоит ли мне терпеть то, что происходит со мной?
Человеку, который только слышал о Евангелии и о Церкви, может показаться, что всё довольно просто: есть книга, есть традиция, есть учение — узнавай и выполняй, не совершай греха и вот он — путь Господень. Тот путь, по которому можно идти, терпеть и в конечном итоге достигнуть вожделенной цели — Царства Небесного.
Человеку, который уже попробовал двигаться в этом направление, определение пути Господня не кажется таким простым, понятным и очевидным. Такой человек понимает, что не только сложны заповеди сами по себе, сложно понять, как в той или иной жизненной ситуации поступать по заповеди. К примеру, Христос говорит о том, что мы должны вслед за апостолами проповедовать Евангелие. Это всегда актуальная общая заповедь. А в другом месте Он говорит, что не надо метать бисер перед свиньями. То есть не всегда и не все способны услышать и понять евангельскую проповедь. Но как определить в каждом конкретном случае та ли перед нами аудитория? Примеров подобного рода — бесконечное множество. Ведь никакая заповедь не является подробной инструкцией на все случаи жизни.
Мы просим Бога дать нам знать Его волю. Да, она выражена в Священном Писании. Но применение Священного Писания в той или иной ситуации не равно знанию его текста. Можно прекрасно ориентировать в тексте, но при этом абсолютно не чувствовать, когда и как его применять в повседневной жизни. Такое понимание — в первую очередь следствие нравственной жизни, молитвы и участия в церковных таинствах, и во вторую — знания текста.
Постараемся помнить об этом и не забывать молиться о даровании нам знания воли Божией.