16 апреля 2022 года, в Лазареву субботу, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, с Лазаревой субботой вас сердечно поздравляю!
Пожалуй, в истории воскрешения Лазаря самое удивительное не сам факт того, что Лазарь воскрес по слову Христа, а действия и реакции Спасителя. Само воскрешение христиан вряд ли может удивить, ведь мы верим, что Христос — Источник и Податель жизни, следовательно, жизнь любого сотворённого существа напрямую связана с Ним. Поэтому воскрешение Лазаря не вызывает вопросов и недоумений. Да к тому же мы за годы церковной жизни привыкли к этой истории, можно сказать, что она стала для нас обыденной.
Равным образом стало обыденным и богословское утверждение, утверждающее, что Христос — Источник и Податель жизни, что Он — Всемогущий Бог. К сожалению, очень редко эта всем известная богословская истина приводит к практическим действиям тогда, когда мы оказываемся в критической ситуации той или иной степени тяжести: способность чувствовать и переживать абсолютное главенство Христа и нашу от Него зависимость куда-то улетучивается, соответственно, молитвенное к Нему обращение бывает далеко не первой реакцией на тяжёлые или же непонятные жизненные обстоятельства. Что, конечно, удивительно.
Не в меньшей степени удивительна и первоначальная реакция Христа Спасителя на весть о том, что Лазарь болеет. Евангелие от Иоанна свидетельствует, что, узнав это, Господь задержался ещё на два дня в том месте, в котором Он находился.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов особо отмечает эту деталь, из контекста слов апостола напрашивается вывод, что такая медлительность не была обусловлена какими-то понятными апостолу причинами, и что Христос просто ждал. Апостол Иоанн никак не комментирует двухдневную задержку Христа, но, конечно, эта деталь не осталась незамеченной древними толкователями. Среди их размышлений есть и довольно загадочные, даже в каком-то смысле курьёзные, к примеру, блаженный Августин истолковал это событие таким образом: «Итак, они известили Его, но Он оставался там и провёл столько времени, чтобы составилось четыре дня. Это было сделано не просто так, но, вероятно и даже наверняка, потому что само число четыре заключает в себе некое таинство». Какое именно таинство заключает в себе число четыре блаженный Августин пояснять не стал, поэтому его комментарий вряд ли способен помочь нам найти ответ на наш вопрос, а вот толкование Евфимия Зигабена, напротив, предлагает внятный ответ: «Чтобы утешить сестёр, Иисус Христос послал им вышеприведённый ответ, но Сам оставался на месте, пока не умер и не был погребён Лазарь, чтобы никто не мог сказать, что Он воскресил не умершего, а находящегося в крепком сне, изнеможении или исступлении». То есть, если следовать этому мнению, то Христос намеренно не предпринимал каких-либо действий, дабы Лазарь мог умереть. Примечательно, что Евфимия Зигабена никоим образом не потрясает мысль о том, что ради осуществления Своей цели Христос даёт возможность умереть Лазарю, тогда как подобные размышления являются вызовом для нашего современного гуманистического сознания.
Конечно, мы знаем продолжение истории, и знаем, что Лазарь умер как бы «понарошку», ведь в конечном итоге он был воскрешён Спасителем, но если его смерть — это всего лишь временное явление, то почему Христос прослезился рядом с гробом умершего друга? Слезы Христа — очень удивительная во всех смыслах реакция: сначала Он даёт Лазарю умереть, потом плачет из-за его кончины, а после этого совершает чудо воскрешения. Первое с третьим связать довольно легко, это делает апостол Иоанн, цитируя слова Христа: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий», а вот слёзы Спасителя выбиваются из логики повествования, они означают, что даже «временная» смерть Лазаря — это не какая-то странная и жутковатая игра, а страшная трагедия, следовательно, любая смерть — трагедия, и на неё не может быть иной реакции, кроме глубокой печали, одним из возможных проявлений которой являются слёзы, и если кто-то реагирует на смерть иначе, то такому человеку стоит внимательнее посмотреть на евангельский образ Христа Спасителя, ведь в нас, как о том написал святой апостол Павел, «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5).
Совершенное Христом воскрешение не изменило природу Лазаря, в конечном итоге он снова умер. Но через это чудо Иисус из Назарета ещё раз наглядно и в высшей степени убедительно показал, Кто Он — Он Бог, жизнь — в Его власти, ну а смерть — трагическое и неизбежное последствие грехопадение, для окончательной победы над смертью необходимо изменить природу человека, так, как изменилась она у Христа после Его Воскресения, и как она изменится у всех тех, кто верит слову Христа, исполняет Его заповеди и стремится подражать нашему Спасителю всегда и во всём.