6 апреля 2022 года, в среду 5-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Как вы все прекрасно знаете, на вопрос о причине творения Богом мира существует довольно много возможных ответов. Один из них нам сегодня предлагает книга Притчей Соломона. Наверняка ответ Соломона многим придётся не по вкусу, тем не менее на этот ответ стоит обратить внимание, он звучит на фоне интуитивно понятных поучений Соломона из сегодняшней паремии и вносит некий диссонанс во всё предложенное нам сегодня поучение: «Всё сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдёт на день бедствия».
Один из авторитетных комментаторов книги Притчей делает из этого отрывка такой вывод: «Господь всё создал Себя ради, для славы Своей, так чтобы все творения Его свидетельствовали о славе Его премудрости, благости, всемогущества». Очевидно, что в свете этой мысли «нечестивый» из текста книги Притчей — это тот, кто мыслит иначе и понимает мир как имеющий другую цель или же вовсе как бессмысленный и бесцельный. Про таких людей Соломон говорит крайне неприятную и непопулярную в наше время фразу: Господь блюдёт их на день бедствия. То есть они живут не случайно, Бог их сохраняет для какого-то таинственного «дня бедствия». Легко догадаться, что под «днём бедствия» следует понимать день суда и всеобщего воздаяния.
Увязать благость Бога и воздаяния тем, кто не видит в сотворённом мире проявления благости Творца, с наказанием этих последних довольно непросто. Об эту мысль спотыкаются — и совершенно предсказуемо! — очень многие умные, талантливые, добрые и симпатичные люди. Каким образом благость может приводить к наказанию? Наверное, точном таким же, каким использование мобильного телефона для забивания гвоздей приводит к быстрой поломке телефона. Телефон предназначен для другого, им нельзя заменить молоток. У сотворенного мира есть свой смысл, у сотворённого человека есть своя цель. При рассогласовании вложенного Богом в мир смысла с целью конкретного человека происходит то же самое, что происходит с телефоном при нанесении им ударов по гвоздям — человек ломается. Но только не так быстро, Бог хранит таких людей, но «починить» человека невозможно по той простой причине, что человек обладает свободной волей и свободным разумом, и конечное благо человека в том, чтобы помнить и всегда учитывать озвученную Священным Писанием цель нашего появления на свет.