5 апреля 2022 года, во вторник 5-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сегодня в рядовом чтении из книги Притчей Соломона мы слышали такие слова: «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога». Книга Притчей во время Великого поста читается на вечерне, и мысли Соломона вторит одна из строчек так называемых светильничных молитв, которые священник читает в начале вечерни: «Господи… возвесели сердца наша, во еже боятися Имени Твоего Святаго». В обоих этих местах мы слышим о страхе. В Притчах о страхе Господнем, в молитве — о страхе Святого Имени Божиего. При этом Соломон противопоставляет страх Господень тревоге, а в молитве священник просит возвеселить сердце для того, чтобы в нём был этот страх. И то, и другое совершенно противоположно привычному представлению о страхе. Как страх может быть противоположен тревоге, ведь тревога — один из составных элементов страха? И о каком веселье может идти речь в связи со страхом?
Очевидно, что разгадка лежит в словосочетании «страх Господень». Этот страх уничтожает любой другой, и он же веселит сердце, кроме того, он позволяет жить так, что качество жизни перестаёт определяться внешними условиями. Христианская традиция отличает два вида страха Господня. Первый — удел новоначальных, тех, кто только начал свой христианский путь, второй же — признак духовного совершенства и один из даров Святого Духа.
Преподобный Иоанн Лествичник определяет первый страх такими словами: «Луч солнечный, проникший через скважину в дом, просвещает в нём всё, так что видна бывает и тончайшая пыль, носящаяся в воздухе; подобно сему, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи».
А преподобный Никита Стифат своими словами вводит различие между первым и вторым страхом: «Вводимым в жизнь добродетельную к исполнению заповедей и избежанию грехов содействует страх мучений вечных. Тем же, которые чрез добродетель достигли до созерцания славы Божией, — иной, подобно тому, сопутствует страх, крайне страшный им из любви к Богу, страх чистый, который и содействует им к неуклонному пребыванию в любви Божией, так как они боятся страшного от неё поскользновения». Может быть, русский перевод преподобного Никиты не совсем удачен, но понять его вполне возможно, эту же мысль можно выразить очень краткой фразой: первый страх есть страх раба, а второй — друга. О страхе друга говорят нам и книга Притчей, и священническая молитва вечерни. Слова Соломона в совокупности с текстом молитвы указывают путь стяжания благодатного дара страха Господня. Этот путь состоит во всегдашнем поучении в Божественном Писании, молитве и, по слову преподобного Максима Исповедника, в совершенном беспопечении о земном.