30 марта 2022 года, в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Алексеевской пустыни.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья!
Вы все знаете, что сегодня не только день памяти преподобного Алексия, человека Божия, и не только середина Великого поста, сегодня ещё и юбилей основателя Алексеевской пустыни со всеми её учреждениями иеросхимонаха Алексия. Про отца Алексия можно говорить очень много, но лучше всего о нём говорят его дела, поэтому я предлагаю каждому из вас обратить внимание не на слова, а на то, что было им сделано, и чему вы все являетесь непосредственными свидетелями.
Ну а чтобы удобнее было это сделать, чтобы не было каких-либо искажений зрения, я хочу вам напомнить о том чтении из Книги Бытия, которое сегодня прозвучало за богослужением. В нём шла речь о событиях, случившихся непосредственно после окончания потопа. Ной и его сыновья Сим, Хам и Иафет очутились в совершенно новой реальности, изменилось очень многое, во-первых, на планете не было других людей, кроме них и их семей, во-вторых, по мнению некоторых исследователей, изменились климатические условия, в частности, стало возможно брожение, одним из следствий которого стало виноделие. Ной сделал вино, но он не был знаком с его свойствами, а потому он несколько ошибся с количеством выпитого. Книга Бытия сообщает об этом такими словами: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнажённым в шатре своём». Именно в таком виде его обнаружил Хам, который ничего не предпринял для сохранения чести отца, а вышел и рассказал об увиденном своим братьям. Но братья не стали смотреть на обнажённого бесчувственного отца, они «взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего». Далее мы читаем, что «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих».
Наверное, в европейской культуре нет человека, который бы не был знаком с этим печальным библейским эпизодом. И нет человека русской культуры, который бы не понимал, что означает хамство, и который в своей жизни ни разу бы не столкнулся с его проявлениями.
Некоторые протестантские проповедники на основании этого отрывка Книги Бытия сумели найти оправдание рабству в той форме, в которой оно имело место в Северной Америке. Согласно Священному Писанию, потомки сына Хама Ханаана населили Африку, с точки зрения библейского этногенеза все африканцы — хамиты, следовательно, им определено быть в подчинении у потомков двух других сыновей Ноя, то есть у семитов и иафетитов. Безусловно, такое прочтение книги Бытия не имеет никакого отношения к христианству, это абсолютно спекулятивное понимание библейской истории. Хам живёт в каждом из нас. Иначе бы в русском языке не было бы слова «хамство» и не было того явления, которое им обозначается. Как мы все прекрасно понимаем, хамство не имеет отношения к рабовладению или же к эксплуатации человека человеком.
Толкователи этого библейского отрывка традиционно делают акцент на почитании родителей. Святитель Кирилл Александрийский в своём комментарии говорит так: «Оно, конечно, убедит избравших жизнь законную совсем ничего не ставить выше уважения к родителям и избегать, как самого опасного во всех отношениях дела, насмешки над ними, хотя бы они, увлекаемые немощью природы, легко уклонялись и к неприличному. Что мы обязаны всегдашним почтением к родителям, о том и Божественный закон наставляет нас. Повелев наперёд любить единого и по естеству Бога от всей души и от всего сердца, он говорит: «Почитай отца твоего и мать твою…, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20, 12): ибо родители как бы изображают собою Бога и подражают Ему».
То, что не всегда легко увидеть в родителях образ Бога и образ для подражания, мы знаем и из истории Ноя. Но история его сыновей показывает, что вне зависимости от нравственного облика родителей забота и почитание лежат исключительно в плоскости душевного настроя детей: ведь двое из троих сыновей смогли найти в себе силы для корректного и уважительного отношения к своему отцу.
Если же взять более общий смысл, то этот библейский отрывок учит нас видеть в любом человеке образ Бога, не обращать внимания на нравственные падения друг друга и, как следствие, относиться к каждому так, как отнеслись к своему отцу Сим и Иафет.
Думаю, вы понимаете, почему я столь подробно сегодня остановился на этом библейском отрывке, а потому я вернусь к тому, с чего начал. Когда мы оцениваем деятельность своих родителей, своих учителей, своих наставников, то очень важно уметь закрывать глаза на их неизбежные человеческие слабости и неровности характера. Если же этого не получается делать, то мы уподобляемся Хаму, и, как следствие, на нас обрушиваются те проклятия, которые обрушились и на его духовное потомство, то есть мы перестаём быть наследниками Сима и Иафета, и превращаемся в наследников Хама.
Именно об этом я призываю вас помнить, когда вы будете оценивать деятельность отца Алексия. Он сделал для каждого из вас чрезвычайно много, но он человек, следовательно, как и каждый из нас, он не застрахован от ошибок, а высшая добродетель заключается в том, чтобы уметь не видеть эти ошибки, но видеть только благо, и это легко сделать, ведь в случае отца Алексия она очевидно.