30 марта 2024 года, в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском архиерейском монастырском подворье в селе Новоалексеевка Переславского района.
Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей Переславской епархии игумен Пантелеимон (Королёв), настоятель подворья священник Антоний Борисов, игумен Александр (Широких), иеромонах Глеб (Быкадоров, священник Сергий Жданов, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Тачинец.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с днём памяти преподобного Алексия, человека Божия!
В одной из стихир, посвящённых прославляемому сегодня святому, есть такие слова: «Небесный житель воистину, отче, был еси, яко всякое пристрастие от себя отвергл еси». Действительно, преподобный Алексий в довольно радикальной форме отверг от себя всякое пристрастие, всё то, что удерживает человека в земном мире: он без всякого внешнего принуждения оставил благополучную обеспеченную жизнь, оставил жену, оставил родной город и карьерные перспективы, более того, он оставил то, что мы называем «приличным человеку поведением» — преподобный Алексий принялся нищенствовать и жить подаяниями. Чаще всего, люди доходят до такого состояния в результате причин, которые мы назвали бы «объективными»: это могут быть деструктивные привычки и зависимости, могут быть последствия совершенных против человека преступлений, может такая жизнь стать и результатом болезни. Совершенно невозможно представить, что кто-то из наших современников без какой-либо подобной причины оставит устроенную жизнь, переберётся в совершенно иную местность и начнёт там жить тем, что ему подадут на храмовой паперти. Такой сюжет не имеет ничего общего с нашей реальностью, и встретить его мы можем лишь в житиях некоторых святых. Ну или в художественных произведениях, вдохновлённых, впрочем, всё теми же житиями.
Интересно, что Церковь, восхваляя в своём богослужении подвиг преподобного Алексия, не призывает нас жить той же жизнью, которую избрал святой. Из этого факта следует, что подвиг преподобного Алексия — совершенно уникален, и не стоит даже пытаться примерять его на себя. Однако это вовсе не означает, что у нас не должно быть стремления к «отвержению всякого пристрастия», а потому нам стоит поразмышлять о сущности самого понятия «пристрастие».
Само строение этого слова указывает нам на его связь со страстью, ну а страсть — это сильная греховная зависимость. Несмотря на то, что наши страсти мы воспринимаем фактически как часть собственной природы, как то, что нас во многом определяет и делает теми, кто мы есть, Церковь издревле указывала на страсти как нечто чуждое природе человека. К примеру, известный раннехристианский апологет Климент Александрийский именно так и выразил свою мысль по этому вопросу: «Страсть есть возмущение против природы». Соответственно, страсти, какими бы привычными и родными они нам не казались, уродуют нас, они уводят нас от того, какими мы должны быть по своей природе, и, конечно, страсти не дают нам возможности достигнуть богоподобия.
Впрочем, слово «пристрастие» указывает нам не только на страсти как таковые, но и вообще на любую греховную зависимость, на то, что в той или иной степени лишает нас возможности ясно видеть и здраво рассуждать, а лишает нас этой возможности очень многое: к примеру, мы склонны по-разному относиться к тем, кто нам внешне симпатичен и к тем, кто нам по какой-то причине не нравится, при том, что первые из этих людей могут быть дальше от Бога, чем вторые. Очевидно, что примеров такого рода неисчислимое множество, и всё это мешает нам быть свободными на своём пути к Богу, а потому-то мы и должны бороться со страстями и пристрастиями.
Для этого у Церкви есть замечательные средства, первое из которых — сердечная молитва ко Господу нашему Иисусу Христу с просьбой об освобождении от всякого греховного пленения, второе — сознательное ограничение своих телесных поползновений, самую важную роль в этом играет посильный телесный пост, именно по этой причине в житии преподобного Алексия мы видим особый акцент на молитву и пост, ну а всё прочее в его житии — это лишь некие декорации, которые были необходимы конкретному человеку для борьбы со страстями и пристрастиями.
Дай Бог, чтобы молитвами преподобного Алексия, человека Божия, Господь Всемилостивый вселил в наши сердца стремление к совершенной свободе чад Божиих, и чтобы это стремление привело нас к той жизни, которая станет для нас спасительной!