В Неделю 32-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Свято-Алексеевской пустыни

свящ. Сергий Савенков
Фото

14 января 2024 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Алексеевской пустыни.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Монастырского округа игумен Пантелеимон (Королёв), настоятель подворья священник Антоний Борисов, священник Алексей Румянцев, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с нынешними праздниками — с воскресным днем, с Обрезанием Господним и с днёем памяти Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской! Ну а отца Антония — ещё и с очередной годовщиной священнической хиротонии!

Сегодня по причине такого множества праздников, выпавших на один день, во время Литургии прозвучали сразу шесть отрывков из Нового Завета, каждый из которых был по-своему интересен и важен, и мне хочется обратить ваше внимание на первый из прочитанных сегодня евангельских отрывков, он был взят из самого начала 1-й главы Евангелия от Марка.

Апостол Марк в своём Евангелии почти не написал каких-либо вступительных слов, он лишь обозначил то, чему будет посвящена его книга — «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк. 1, 1), и тут же со ссылкой на пророков, в частности, на пророка Малахию, апостол Марк стал рассказывать об Иоанне Предтече, собственно, именно поэтому сегодня за Литургией звучал именно этот отрывок, он подготовительный к празднику Крещения Господня, и он вводит нас в контекст предстоящего празднования.

И что же мы узнаём об Иоанне из этого евангельского отрывка? Первое и самое важное — это то, что в личности Иоанна начинают осуществляться пророчества Ветхого Завета, ведь пророк Малахия написал не только о явлении некоего ангела, который приготовит путь Богу, в книге пророка Малахии есть продолжение тех слов, которые процитировал апостол Марк, и эти слова говорят о наступлении новой эпохи, эта новая эпоха явлением Бога будет подобна сильнейшему переплавляющему огню, будет она подобно и всё растворяющему щёлоку, кроме того, она существенным образом отразится на служении ветхозаветного священства, уничтожив его, сделав из него нечто новое (см. Мал. 3, 1–3).

После этих вводных слов апостол Марк процитировал ещё одного пророка Ветхого Завета — Исайю, слова этого пророка тоже в полной мере осуществились в служении Иоанна Предтечи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1, 3). Далее апостол Марк сообщил нам, что крестил в пустыне, что он сам там жил, что он носил крайне аскетическую одежду и что он питался лишь саранчой и диким мёдом. Само описание жизни Иоанна говорит нам о том, что он был совершенно необычным человеком.

Позже, в христианскую эпоху, появились люди, которые были похожи на Предтечу, и во многом ему подражали, они также жили в пустынях и вели предельно аскетический образ жизни, этими людьми были монахи древности, но до Иоанна мы не встречаем ничего подобного, а потому и его жизнь, и его проповедь, как минимум, привлекали внимание и заставляли задуматься, как вы видим из повествования Евангелия от Марка, очень многие люди, будучи потрясёнными жизнью и проповедью Предтечи, деятельно откликались на его призыв и шли к Иордану ради крещения во оставление грехов. Это крещение не было похоже на нам известное христианское крещение, по своей сути оно было ближе к ритуальному омовению в иудаизме, о котором можно узнать из 15-й и 16-й глав библейской книги Левит.

Однако, ритуальное омовение Ветхого Завета предполагало наличие очевидной причины, к примеру, какие-либо несанкционированные истечения из тела, Иоанн же проповедовал, что в очищении нуждаются все, потому как над всеми властвует грех, и этот грех может исцелить и упразднить лишь Бог, от человека же требуется, во-первых, признать и увидеть свою греховность, во-вторых, засвидетельствовать своё стремление к освобождению, и тем самым приготовить себя к встрече с Богом и к восприятию Его исцеляющего действия.

Всё это легко в основу христианского подхода к исцелению человека. Всё это мы делаем по сей день, мы точно также приходим в наши храмы и молимся в надежде, что Бог окажет нам Свою милость, что Он приклонит Своё милосердие и поможет нам стать людьми, способными наследовать Небесное Царство. Ради этого мы собрались и сегодня.

Пусть же молитва наша будет услышана!

Похожие публикации