26 марта 2022 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
С наступающей неделей Крестопоклонной всех вас сердечно поздравляю!
Как вы прекрасно знаете, нынешний день знаменует собой преполовение святой Четыредесятницы, то есть мы прошли три из шести седмиц Великого поста. Думаю, у каждого из нас были какие-то свои особые планы на это время, кто-то, наверняка, надеялся, что у него хватит сил для строгого поста, кто-то полагал, что удастся больше времени удалять чтению Священного Писания и молитве, кто-то стремился к каким-то видам ограничений, не свойственных ему вне времени поста. Сейчас — в середине пути — становится ясно, что из этого получилось, а что нет. И вместе с этим мы ощущаем исчезновение былого энтузиазма, пост даже для тех, кому он изначально был в радость, начал постепенно превращаться в тяжёлую ношу. Именно по этой причине сегодня Церковь предлагает нам сосредоточить внимание на Кресте Христовом. Об этом сказано и в синаксаре, которая содержится в Постной Триоди, там Крест Христов сравнивается с роскошным ветвистым деревом посреди пустыни, в тени которого могут отдохнуть и набраться сил уставшие от дороги и жары путники.
Вопрос же заключается в том, каким образом современный человек может осознать и почувствовать силу, которую даёт Крест Христов. Вот, мы совершили изнесение символа Живоносного Древа, мы поклонились ему, и будет совершать поклонение в течение всей недели, но что изменилось? Стало ли кому-то легче и появилась ли у нас бодрость, возросло ли стремление к продолжению аскетического подвига? Вряд ли. Но почему тогда и синаксарь Триоди, и святоотеческая литература, да и само церковное богослужение утверждают, что Крест должен нас утешить и вдохновить? Предположить, что ошибаются древние отцы и Церковь мы не можем, ведь если это сделать, то возникает другой вопрос: а что мы все здесь делаем? Поэтому мы исходим из мысли, что они не ошибаются, следовательно, дело в нас. Значит, если Крест Христов нас не утешает и не вдохновляет, то это говорит о том, что мы как-то не так подходим к поклонению ему. Мы поклоняемся телом, душа же и ум продолжают находиться где-то в иных местах. Это происходит по одной простой причине: мы чаще всего не хотим или же не способны остановиться у Креста с тем, чтобы, взирая на него, возвести свой ум к изображённому на нём Спасителю мира Господу Иисусу Христу. Но если, всё же, это сделать, то, что мы увидим? Перед нами окажется преданный, отверженный, изувеченный, страдающий Человек. Что мы можем Ему сказать? Можем ли мы что-то просить у Него, кроме прощения наших грехов? Можем ли мы жаловаться на тяжёлую жизнь и всепоглощающее желание съесть что-нибудь вкусное и совсем не постное? Более того, что мы можем, стоя у Креста, сказать о своём христианстве? Почему мы христиане, ради чего? Неужели стоя у Креста кто-то осмелится сказать, что христианство для него — это способ уклонения от неприятностей и комфортная жизненная парадигма? Вряд ли. У Креста становится ясно, что путь христианина совсем иной, он заключается в следовании за Христом и, как следствие, сознательном уклонении от какого-либо греха, в самоограничении, в уподоблении Христу.
Иными словами, чтобы ощутить исповедуемую Церковью силу Креста Христова, мы должны не только кланяться ему, но и в тишине сердца молиться у Креста, и тогда мы обретём утешение и вдохновение не только для дальнейшего подвига Великого поста, но и для всей нашей христианской жизни.