20 марта 2022 года, во 2-ю Неделю Великого поста, святителя Григория Паламы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Богоявленском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогая матушка Антонина, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно вас всех поздравляю с воскресным днём и днём памяти святителя Григория, архиепископа Фессалоникийского! Ну а матушку Антонину и сестёр монастыря хочу поздравить с ещё одним памятным днём — днём поставления матушки во игумении Богоявленского монастыря!
Думаю, что для любого игумена или игумении этот день значительно важнее всех других памятных дат, ведь с него начинается отсчёт новой жизни, которая без остатка посвящена монастырю, в этот день тот, кто управляет монастырём, задаёт себе самому вопрос об успехах и неудачах, о том, что сделано и что ещё предстоит, это своего рода личный новый год, который, без сомнения, имеет гораздо большее значение, чем все другие личные новые года. Дай Бог, дорогая матушка Антонина, чтобы вы восходили от силы в силу, чтобы постепенно всё мирское и наносное уходило, чтобы ошибок становилось меньше, а удачных решений — больше, и, чтобы за всеми своими успехами вы всегда умели видеть Христа Спасителя, без Которого в монастыре невозможно что-либо совершить.
Я не очень умею выбирать вещественные подарки, поэтому в качестве моего вам, матушка, подарка пусть будет пополнение вашего сестричества двумя новыми мантийными монахинями, постриг которых я совершу сегодня. Знаю, что вы, матушка, этого очень желали. Но это после, а сейчас мне хотелось бы поделиться некоторыми мыслями относительно нынешнего великопостного дня.
Как и вообще всё наше богослужение, богослужение Великого поста складывалось в течение многих столетий, в нём можно увидеть самые разные слои, влияние различных эпох и традиций, иногда мы можем обнаружить в нём удивительные наслоения и смешения. К примеру, три воскресных дня Великого поста посвящены воспоминанию святых: сегодня мы совершаем память святителя Григория, впереди нас ждут дни, посвящённые преподобным Иоанну Лествичнику и Марии Египетской. Вполне очевидно, что память этих святых задаёт определённые темы для размышлений, но вместе с этим Церковь для назидания своих чад в эти же дни предлагает нам евангельские чтения, которые никак не связаны с памятью упомянутых святых. Получается, что одновременно у нас есть две магистральные темы: первую задаёт евангельский отрывок, вторую — празднуемый святой. При этом евангельское чтение, конечно, первично.
Сегодня мы слышали историю о паралитике, друзья которого проявили смекалку, граничащую с наглостью: они разобрали крышу дома, так как по причине многолюдства не могли попасть внутрь стандартным путём, и спустили своего парализованного друга к находившемуся в доме Христу Спасителю. Здесь, конечно же, возникает вопрос: паралич — это не какое-то острое состояние, к чему же такая спешка? Ведь можно было дождаться, когда Господь выйдет из дома… Но, видимо, даже на улице Он был окружён большим количеством людей, и к Нему было невозможно подойти с носилками. Сам по себе эпизод с разобранной крышей указывает нам на то, сколь сильно популярен был Христос в Галилее, а это, в свою очередь, является важным апологетическим фактом: Его знали, Его видели и Его слышали очень многие люди, значит, если бы евангелисты в чём-то погрешили против истины, то первое поколение христиан не стало бы распространять эти рассказы, они не получили бы одобрения христианских общин так, как его не получили различные апокрифические рассказы.
Но самое важное в этом евангельском эпизоде, конечно же, не его возможное апологетическое применение, а та смекалка, с которой действовали друзья паралитика. Подобную смекалку на страницах Евангелия мы видим неоднократно: к примеру, схожую смекалку проявила кровоточивая женщина. Она же проявила и дерзость, равную дерзости людей, которые решили разобрать крышу чужого дома. И в одном, и в другом случае вместе со смекалкой и дерзостью мы видим горячую веру, то есть абсолютную уверенность в том, что Господь в силах выполнить их просьбу. Чего-то одного: смекалки, или дерзости, или веры было бы недостаточно. Как правило, в рассуждениях о духовной жизни мы делаем акцент исключительно на вере, а всё прочее, вроде как, должно стать её следствием.
Но Евангелие убеждает нас в том, что так бывает далеко не всегда, очень часто духовная жизнь требует не только веры, но и смекалки для жизни по вере. Ради достижения цели — Христова Царства — мы должны быть готовы к нестандартным решениям и к необычным путям, мы не должны «плыть по течению», напротив, мы должны в буквальном смысле изобретать собственные пути обретения Христовой благодати.