9 марта 2022 года, в среду 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие со чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Феодоровском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Всем нам прекрасно известна Христова притча о милосердном самарянине. Эта притча содержится в самом «социальном» Евангелии — Евангелии от Луки, в его 10-й главе и прозвучала она в ответ на заданный законником вопрос «а кто мой ближний?» (см. Лк. 10, 29). Из сказанной Господом Иисусом Христом притчи законник делает очевидный вывод: ближний это тот, кто творит милость. У каждого человека есть такие люди, те, кто относится к нам с добром и участием, кто помог в сложной ситуации, кто не отвернулся тогда, когда все проходили мимо. Справедливо и обратное: есть и те люди, для которых нам самим Бог дал стать ближними, те, кому мы сумели помочь. Но вот какая интересная и всем известная вещь: то добро, которое стараемся делать мы, вовсе не означает, что человек, которому мы благотворим, будет нам благодарен и что он в свою очередь станет нашим ближним. Да и мы сами далеко не всегда оказываемся способны помнить доброе и благотворить в ответ на проявленное к нам милосердие. Зачастую и даже как правило, такого рода отношения — это «игра в одни ворота». На эту тему существуют самые разные размышления, есть и сугубо психологическое объяснение этого странного эффекта. Впрочем, сейчас мы не станем об этом говорить.
Контекст произнесения притчи о милосердном самарянине не предполагает её широкого толкования, её невозможно понять каким-то иным, кроме буквального, способом, ведь Господь Сам разъяснил её смысл. Преподобный Андрей Критский не пытался как-то видоизменить притчу и не предлагал её иного прочтения, но он в своём Великом покаянном каноне на основании этой притчи сделал очень важный вывод. Сегодня в первой песни канона мы слышали такие слова преподобного Андрея: «Священник, заметив меня, прошёл мимо, и левит, видя меня в беде обнажённого, презрел; но Ты, воссиявший от Марии Иисусе, прииди и умилосердись надо мною».
Здесь в роли того, кто помогает, и, следовательно, оказывается ближним, выступает никто иной, как Сам Христос. Но и священник с левитом в рамках предложенного преподобным Андреем прочтения притчи, это не какие-то люди, это весь Ветхий Завет с его жертвоприношениями, омовениями, традициями и устоями. Всё то, что предлагал людям Ветхий Завет, не может избавить кого-либо от тления и смерти, равно как не может избавить и от глубины греховного поражения. Это может сделать и делает только Христос, а потому Он — Тот, Кто и есть по-настоящему, в самом высоком и вместе с тем сокровенном смысле, Ближний для каждого человека. И Он — Тот ближний, который никогда не отвернётся, никогда не перестанет помогать, никогда не скажет, что, мол, помощи было оказано уже достаточно, дальше действуй сам, Он не упрекнёт, и не отойдёт от нас из-за нашей греховной скверны. Но вместе с этим Господь ждёт от нас той же самой реакции, которую ждут и те люди, которые нам помогают: Он ожидает взаимности, а в-первую очередь, ответной близости и, конечно, благодарности.
Дай Бог, чтобы мы смогли должным образом ответить на любовь к нам Господа нашего Иисуса Христа!