В день памяти благоверного князя Романа Угличского епископ Феоктист совершил Литургию в храме царевича Димитрия «на поле» в Угличе

свящ. Сергий Савенков
Фото

16 февраля 2022 года, в день памяти благоверного князя Романа Угличского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме царевича Димитрия «на поле» в Угличе.

За труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии медалями преподобного Даниила Переславского III степени были удостоены:

  • Максим Николаевич Крылов, председатель совета директоров Акционерное общество «Группа компаний ЕКС», г. Москва;
  • Алексей Анатольевич Новиков, генеральный директор ООО «Угличское ДСУ»;
  • Максим Сергеевич Власов,генеральный директор ООО «Ремонтно-строительная компания «Высота-М», г. Углич;
  • Наталья Николаевна Горбунова, проектировщик, г. Углич.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Владимир, дорогие отцы, братья и сёстры, поздравляю всех вас с днём памяти святого благоверного князя Романа Угличского.

Житие этого святого удивительно доброе. Кажется, что в его время не было серьёзных конфликтов и неурядиц. В нём мы читаем, как благоверный князь устраивал храмы и богадельни, заботился о людях, расширял пределы своего княжества. При нём многие переселялись в эти места, потому что знали, что он был добрым и человеколюбивым хозяином. Но в житии написано и то, что происходило после кончины святого князя. В начале XVII века польско-литовские интервенты сожгли Преображенский храм, в котором хранились честные мощи князя. Это было страшное время, в том числе и для Углича. Повсюду происходили убийства, грабежи, осквернение святынь. Кроме того, приближался 1666 год, и многие люди думали, что эти страшные события — признак кончины мира и скорого пришествия Спасителя. Такой образ мыслей обычен для людей. Даже малейшие потрясения заставляют нас думать о конце света и перечитывать пророчества, но дело в том, что пророчества о конечных судьбах мира наиболее трудны для понимания.

Эта трудность вытекает из того факта, что события, которые будут тогда происходить, не имеют никаких аналогов. Соответственно, не существует слов и понятий для их описания. Отсюда вытекают очень странные формулировки, например, эта: «Звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются». Понимать их буквально невозможно, каким-то образом согласовать их с научной картиной мира не получится, ведь за этой формулировкой кроется лишь то, что грядущие события будут абсолютно беспрецедентными, такими, которые невозможно будет не заметить, мимо них невозможно будет пройти, от них нельзя будет спрятаться. Кончина мира — событие вселенского масштаба, а потому только очень наивный человек может полагать, будто бы правильная подготовка и, скажем, подземный бункер, смогут помочь ему сохранить физическую жизнь. Нет. Физическая жизнь в известных нам формах прекратится. Начнётся другая — такая, о которой тоже не получится говорить с использованием точных определений. Причина всё та же: человечество с таким ещё не сталкивалось, а потому не придумало слов.

Конечно, в этом отрывке особое внимание обращают на себя слова Христа Спасителя о том, что «не прейдет род сей, как всё это будет». Это утверждение усилено следующим за ним заверением: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Любопытно, что именно здесь мы встречаем такое усиление речи Спасителя. Конечно, его стоит относить не только к конкретному фрагменту или же предшествующей ему мысли, оно относится вообще ко всему, сказанному Христом, но находится оно именно здесь, что делает слова «не прейдет род сей, как всё это будет» особенно весомыми и заметными.

Существует два основных пути их понимания. Первый из них состоит в том, что в пророческой речи Христа соединены два предсказания — про скорую судьбу Иерусалима и конечные судьбы мира. Иерусалим действительно был уничтожен при жизни непосредственных слушателей Спасителя. Но такое прочтение имеет очевидный минус: всё же утверждение о том, что «не прейдет род сей, как всё это будет» находится непосредственно после описания событий космического масштаба, следовательно, вряд ли оно может быть отнесено к пророчеству об Иерусалиме. Поэтому нам стоит внимательнее присмотреться ко второму способу понимания этих слов, которое было предложено святителем Иоанном Златоустом. Он относил словосочетание «род сей» не к тем, кто жил во времена Христа, а ко всем верующим в Него вне зависимости от времени и места жизни. То есть, если следовать прочтению святителя Иоанна, речь здесь идёт о людях, подобных святому Роману Угличскому, — людях, верных Христу, любящих Его, знающих и исполняющих Его слова.

Я желаю нам с вами молитвами святого благоверного князя Романа стать таким избранным родом — истинными последователями Христа, чтобы в конце времён услышать Его призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).

Похожие публикации