15 февраля 2022 года, в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Сретенском храме города Переславля.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Андрей, дорогие отцы братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с престольным праздником и праздником Сретения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Любой внимательный читатель Евангелия с лёгкостью заметит, что Господь наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь никогда не уклонялись от исполнения обрядов и правил иудаизма. Богородица родила своего Сына непорочно, но тем не менее в полной мере соблюла положенные дни очищения и лишь по их окончании Она пришла в Иерусалимский храм с тем, чтобы исполнить ещё один обряд — освящения, или, иначе, очищения первенца. Этот обряд установлен библейской Книгой Исход, в 13-й главе которой есть такие слова: «Отделяй Господу всё [мужеского пола] разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, [посвящай] Господу» (Исх. 13, 12). Дальше в этой же главе Книги Исход сказано, что первенца надо выкупа́ть: «А всякого из ослов, разверзающего [утробу], заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупа́й» (Исх. 13, 13). То есть в том случае, если родился первый мальчик, его родители должны были прийти в храм и заплатить священникам, причём заплатить довольно ощутимую сумму — пять шекелей серебром, при том, что в качестве налога на храм израильтяне платили в год по одному шекелю на двоих. Пресвятая Богородица это сделала. А ещё Она принесла жертву в виде двух горлиц и двух голубиных птенцов. Этой жертвой был заменён ягнёнок для всесожжения, то есть на полноценную жертву у семьи родившегося Богомладенца денег не осталось. Все эти установления были справедливы, но не в случае с Божией Матерью, но тем не менее Она им следовала со всей строгостью и тщательностью. Она их принимала и не роптала.
Принимал свою жизнь и праведный Симеон. Он верил Богу и ждал.
Анна Пророчица тоже отличалась глубоким смирением: она, как и все еврейские девушки того времени, рано вышла замуж, через семь лет овдовела и до глубокой старости находилась при храме. Она не стала пытаться снова выйти замуж и обрести семью, она приняла волю Божию о себе такой, какова она была.
И, наконец, Иосиф Обручник, голос которого мы практически не слышим.
Четыре кротких человека собрались вокруг Младенца Христа, вернее же будет сказать, что Он их собрал вокруг Себя. Сложно представить, что там мог оказаться кто-то иной — какой-то бунтарь или же удачливый устроитель собственного благополучия. Христос привлекает к Себе всех, но остаться рядом с Ним навсегда могут только чистые сердцем и кроткие нравом. Нам стоит об этом помнить, особенно же сегодня — в праздник веры, кротости и упования.
Мы с вами живём в совершенно ином мире, где кротость и благородство духа — отринутые и забытые понятия, в мире, который требует хватать, жаждать и добиваться любым способом своих целей, а из всех доступных источников мы слышим, что достойны большего и должны ценить себя, свои силы и время. В таком мире и эта евангельская сцена, и слова Христа о кротости и смирении, мягко говоря, непопулярны. Мир их не слышит. Очередное доказательство этому — непопулярность праздника Сретения даже среди церковных людей.
Это происходит потому, что кротость и смирение рядом с Воплощённым Богом проходят мимо наших сердец и нашего сознания. Если в сердце есть горделивые помыслы, то все наши представления о близости ко Христу, мысли о том, что мы Его чувствуем и понимаем, не более чем иллюзия и самообман.
Я очень надеюсь, что молитвами Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, святого праведного Иосифа Обручника, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы мы с вами сумеем почувствовать красоту кроткого и смиренного духа и станем его носителями.