12 февраля 2022 года, в канун Недели о мытаре и фарисее, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Светский календарь и светская же традиция побуждают нас ежегодно в конце декабря подводить некие итоги. Мы вспоминаем о своих достижениях, о своих неудачах, о том, что было запланировано в начале года и сопоставляем это с реально сделанным. Многие из нас пытаются осмыслить прожитый год через изучение цифр: сколько было заработано и сколько потрачено, сколько прочитано и просмотрено, сколько было поездок и что удалось посетить. Впрочем, у каждого человека свой метод подведения ежегодных итогов.
В Церкви тоже есть свой новый год. И это не начало индикта и не 1 января по старому стилю. Это — Христова Пасха. От неё начинается отсчёт сначала недель по Пасхе, а потом и связанный с Пасхой отсчёт недель по Пятидесятнице. Сегодня Церковь начинает нас готовить к дню Христова Воскресения, к нашему Новому году. Но церковная подготовка отличается от светской и всем нам в той или иной степени привычной. Церковь не требует от нас, чтобы мы вспоминали свои достижения, напротив, она говорит, что о достижениях мы не должны думать. Именно эту мысль до нас пытается донести первая подготовительная неделя Великого поста — Неделя о мытаре и фарисее. Полагаю, все прекрасно помнят эту Христову притчу, она очень короткая, но необычайно яркая: в храм пришли два очень разных человека — фарисей и мытарь. Оба хотели помолиться. Фарисей молился, воздавая благодарение Богу и сопоставляя себя с другими людьми, в частности, с мытарем. Ну а мытарь не делал ничего подобного, он просто просил о помиловании. В финале этой притчи Господь сказал, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Собственно, анализ и перечисление, пусть и не на публику, пусть исключительно внутри себя самих, того, что было достигнуто, ничем не отличается по своей сути от молитвы фарисея. Впрочем, здесь необходимо сделать оговорку: Христос нигде не говорил, что не стоит так поступать, но Он очень внятно предостерегал от сравнения себя с кем бы то ни было.
Но всё же суть подготовки к нашему Новому году — Христовой Пасхе — состоит в совсем ином: в том, чтобы подойти к этому дню очищенными от всякого греха и страсти. Чтобы встретить Пасху, а вместе с ней и очередной богослужебный годичный круг без груза греха и неправды, без тягот взаимных обид и претензий, которые являются досадным и неизбежным следствием нашей человеческой природы, повреждённой грехопадением прародителей.
Именно в этом ключе Церковь приглашает нас осмыслить свою жизнь в ближайшие десять недель, то есть в три подготовительные недели к Великому посту, в шесть недель самого Великого поста и в последнюю — Страстную — седмицу. Многим, как показывает практика, эти десять недель кажутся неимоверно долгим сроком, слишком избыточным, ведь они склонны полагать, что покаяние — это очень просто, что достаточно лишь увидеть свой грех и поисповедовать его. Но в том то и дело, что увидеть свой грех крайне непросто, для этого необходимо время, для этого необходимо глубокое осмысление своей жизни, и, конечно же, в первую очередь для этого необходима помощь Божия, немыслимая без настойчивой и длительной молитвы.
Сегодня мы начинаем этот путь, Церковь всех нас зовёт в увлекательное путешествие, конечным пунктом которого должна стать чистота совести и помыслов на пороге Христовой Пасхи.
Дай нам всем Бог сил, терпения, крепости и нелицемерной веры на этом пути!