В день памяти преподобного Макария Египетского епископ Феоктист совершил великое освящение храма в Богоявленском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

1 февраля 2022 года, в день памяти преподобного Макария Великого, Египетского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое освящение Богоявленского храма и приделов во имя святителя Иоанна Милостивого и святителя Николая Чудотворца в Богоявленском женском монастыре и возглавил Литургию в новоосвящённом храме.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка Антонина, дорогие братья и сёстры, вас, и в вашем лице всю нашу епархию я поздравляю с повторным освящением этого замечательного и, кстати, самого большого действующего храма нашей епархии. Я благодарю тех, кто потрудился, чтобы это свершилось. В первую очередь матушку игумению, отца Александра Передернина и многих других.

Мы довольно часто освящаем храмы, и для многих из нас это стало обычным делом, но если вдуматься, то это, конечно, особое таинство, которое во многом похоже на таинство крещения. Мне бы не хотелось, чтобы мы привыкали к этому таинству. Привычка в этом контексте очень опасная вещь, и именно о ней шла речь в сегодняшнем рядовом евангельском чтении.

Мы с вами слышали повествование о двух действиях Христа Спасителя, которые выбиваются из того образа, который создают Евангелия. Сначала Христос проклинает смоковницу, не имевшую на себе плодов, а затем с возмущением прогоняет торгующих в иерусалимском храме.

Здесь Христос предстает не как Тот, кто исцеляет, восстанавливает, соединяет, воскрешает и благословляет, здесь образ Спасителя иной — Он не делает ничего из перечисленного, но, напротив, проклинает и наказывает. Естественно, что не заметить диссонанс невозможно, пройти мимо него тоже не получится. Наверное, нет и не было толкователя, который бы не пытался примирить привычный образ Христа с тем, каким Он предстает в этом евангельском отрывке. Все эти толкования можно свести к одной мысли: по видимости Христос действует жёстко и в каком-то смысле жестоко, по видимости Он разрушает и проклинает, но за этими действиями стоит определённая цель, которая отнюдь не отрицательная. Она состоит в том, чтобы предостеречь и показать реакцию Бога на определённые человеческие заблуждения.

Торговля в Иерусалимском храме — это совсем не то же самое, что торговля в наших храмах, это не реализация свечек, книг и не приём пожертвований за записки с именами. Торговля в Иерусалимском храме — это скотный рынок. Это шум, грязь, дурной запах. Да, люди должны были где-то приобретать жертвенных животных, но совершенно необязательно было устраивать рынок в храмовом дворе, для этого замечательно подошли бы другие пространства, в частности, те, которые окружали храм, и не входили в состав храмового комплекса. Но если бы рынок был вне храма, то первосвященники лишились бы части своих доходов. Они попрали святость храма ради собственной выгоды. Это абсолютно недопустимо не только в смысле наживы на том, на чём нельзя наживаться, это ещё и помеха молитве тех людей, которые приходили в храм исключительно ради молитвы. А если нет молитвы, то нет и богообщения.

Своим действием Христос не уничтожает, а восстанавливает, в частности, Он восстанавливает отношения человека и Бога. Но почему стало возможным устроить в храме скотный рынок? Что случилось с первосвященниками? Ведь они не были какими-то циничными негодяями, они просто в чём-то ошиблись. В чём же?

На этот вопрос даёт ответ проклятие неплодной смоковницы. На ней были листья. По своему виду она должна была принести плод. Но плода не было. Она казалась плодоносной, но не являлась таковой. Казалась, но не была. Это та опасность, которая подстерегает любого человека: велик соблазн казаться кем-то и производить соответствующее впечатление.

Можно очень увлечься тем впечатлением, которое мы производим на окружающих, увлечься настолько, что внешнее уничтожит внутреннее, настолько, что сути не останется вовсе. Именно это и произошло с первосвященниками: они лишь казались благочестивыми, они лишь по своему виду были верующими, но свою суть они утратили. А смоковница — всего лишь наглядный пример того, к чему в конечном итоге приведёт поглощение сути внешней формой.

Нам всем, в том числе и тем, кто облечён священным саном, стоит задуматься: каков я на самом деле? Может быть, я только произвожу хорошее впечатление красивыми речами и благообразным видом? Какова моя суть?

Мне б хотелось пожелать, чтобы этот храм был храмом на самом деле. Чтобы на нём оправдались слова молитв, читаемых на освящении, чтобы для всех приходящих сюда он был преддверием Царства Небесного. Для этого необходимо, чтобы те, кто служит здесь и несёт тут своё послушание не только видом были похожи на христиан, но были ими по сути. Чтоб монастырь был не трудовой артелью, колхозом или богадельней, а монастырём, где во главу угла поставлено отречение от своей воли в пользу воли Божией и молитвы.

Дай Бог, чтобы в этом храме и в этой обители действительно было преддверие Царства Небесного!

Похожие публикации