8 января 2022 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Литургию в Спасо-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре города Ростова.
Главе Ярославской митрополии сослужили епископ Переславский и Угличский Феоктист, духовенство Ярославской епархии.
По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с продолжающимся праздником Рождества Христова!
Мы с вами знаем, что события этого праздника показывают нам как минимум три пути, по которому человечество в целом и каждый человек в отдельности пытаются прийти к встрече со Христом.
Во-первых, это путь представителей иудейской религиозной знати — фарисеев, книжников и саддукеев, которые были весьма сосредоточены на внешнем: на своём облике и на том, как их видят люди. Но самое важное заключается в том, что в их представлении Спаситель мира должен был помочь устроению земной жизни народа Израиля, они мыслили Христа как исключительно земного царя. Эти люди не только не нашли место Рождества Христова, они вовсе пропустили это событие.
Есть другой, более успешный, путь — путь волхвов. Это учёные, которые вычислили время рождения Спасителя, нашли место рождения и принесли Ему дары.
И, наконец, есть пастухи, которые сердцем почувствовали, что в Вифлееме рождается Спаситель мира, и пришли Ему поклониться.
Нам часто кажется, что путь разума и путь сердца очень близки, но есть один нюанс, на который я хотел бы обратить ваше внимание.
В сегодняшнем евангельском отрывке мы слышали, что после того, как волхвы побывали у Ирода, последний отдал приказ убить Вифлеемских младенцев. Мы справедливо считаем царя виновником этого беззакония, но откуда он узнал о рождении Богомладенца? От волхвов. Получается, что мудрецы стали косвенно причастны к массовому избиению детей. Поистине страшная мысль, но нам необходимо помнить об этом, когда мы пытаемся постичь Бога с помощью разума.
У всех нас есть сила ума, с помощью которой многие люди пытаются найти Бога или доказать Его существование, но лучше, если мы будем использовать ум в соответствии с рекомендацией апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15). К сожалению, у разума есть одна особенность: очень часто он затмевает сердце. Так, например, случилось с апостолами Лукой и Клеопой, которые встретили Христа по дороге в Эммаус и не смогли Его узнать. Сердца их горели, как выразился апостол Лука в своём Евангелии (см. Лк. 24, 32), но они им не верили, потому что разум приводил доводы о невозможности телесного воскресения, довлел над сердцем и в конечном итоге охлаждал их пыл настолько, что Христос Воскресший не был ими своевременно узнан.
Я хочу всем нам пожелать, чтобы мы помнили о правильном соотношении ума и сердца, чтобы шли за сердцем тогда, когда дело касается вечности.