2 января 2022 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых отец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с воскресным днём, который непосредственно предшествует празднику Рождества Христова!
Сегодняшние литургические чтения были посвящены приближающемуся Рождеству, более того, евангельское чтение затронуло тему Рождества самым непосредственным образом: в нём было описано событие прихода в мир Воплощенного Бога, а предварялось это описание длинным перечнем имён предков Христа Спасителя по плоти.
В апостольском отрывке мы также слышали немало имен, это были имена героев веры, большая часть предложений, из которых состоял апостольский отрывок, начинались со слов «верою», например, «Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного» (Евр. 11, 17) или «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова» (Евр. 11, 21).
Неслучайно Церковь сегодня предлагает нам обратить внимание на всех этих людей, причем обратить внимание на одну конкретную и общую для них составляющую жизни — на их веру. Вера позволила им стать предками Христа, ну а нам вера необходима для того, чтобы войти в радость праздника Рождества Христова. Да и вообще: вера имеет свойство колебаться. Она подвергается как внешним, так и внутренним вызовам. Веру нужно беречь в самом себе. Её нужно возгревать. О ней необходимо молиться. Один из действенных способов поддержания её пламени состоит в том, чтобы приводить на память события прошлого.
Именно это и делает апостол Павел в Послании к Евреям, отрывок из которого мы сегодня услышали. Апостол хочет, чтобы его читатели вполне прониклись тем прошлым, наследниками которого они стали. Эти воспоминания подобны перелистыванию страниц семейного фотоальбома, откуда на нас смотрят прекрасные лица замечательных людей ушедшей эпохи.
Надписание послания, из которого взят сегодняшний фрагмент говорит, что его адресатами были евреи. В библейской науке существуют споры относительно авторства самого послания. Как бы то ни было, только к тем, кто знает историю Ветхого Завета можно писать со ссылками на героев давнего библейского прошлого. Им, с одной стороны, было особенно трудно пробиться через толщу ошибочных представлений о Мессии, а с другой, им в первую очередь необходимо было это сделать. Им нужно было осознать веру своих отцов и понять, как долговременный замысел Бога, в который их предки продолжали верить вопреки всему, перед лицом опасностей и самой смерти, в конечном итоге воплотился в событиях жизни Христа Спасителя и в той новой жизни, которую обрели христиане. Нам же эти строки должны напомнить, что историю спасения нужно изучать постоянно, чтобы через это обновлялись и освежались наши собственные надежда и вера.
Конечно, история Ветхого Завета и его праведников — не единственный источник, который помогает в поддержании веры и упования. К таким источникам можно отнести и труды святого, память которого мы сегодня совершаем — святого праведного Иоанна Кронштадтского. Некоторые из его дневников способны ввести современных читателей в определенного рода соблазн, ведь они показывают, что он был человеком со свойственными любому человеку грехами и страстями. Но они же показывают, что наши грехи и страсти — не приговор, что с ними можно и должно бороться, ну а для этого опять-таки необходима живая сердечная вера.
Дай же нам Бог укрепления веры и благоговейной встречи Христова Рождества!