В канун Недели святых праотец епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе

25 декабря 2021 года, в канун Недели 27-й по Пятидесятнице, святых праотец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По случаю десятилетия служения в сане пресвитера клирик собора священник Василий Молоток был удостоен архиерейской грамоты.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Вы все знаете, что два центральных Господских Праздника — Воскресение Христово и Рождество — предваряются многодневными постами. Но если в случае с Пасхой Церковь начинает готовить своих чад к этому Празднику больше, чем за два месяца, то с Рождеством всё иначе: есть только два воскресных дня, которые непосредственно предшествуют Рождеству Христову, посвящённых подготовке к Празднику. Сегодня — первый из этих воскресных дней. На языке богослужения он называется «Неделей святых праотец». Сегодня Церковь вспоминает всех тех праведников Ветхого Завета, которые несмотря ни на что сохранили веру в Бога и верность Его обетованиям. Ну а главное обетование Ветхого Завета — это пришествие Помазанника, Мессии, Христа, Который изменит ход истории, но, что наиболее важно, Он изменит парадигму взаимоотношений человека и Бога.

Те люди, память которых мы сегодня совершаем, жили в самые разные эпохи, они принадлежали к разным народам, у них были очень непохожие одна на другую жизни. У них вообще было мало общего, кроме веры. Именно о вере нам и стоит сегодня поразмышлять. В Послании апостола Павла к Евреям есть замечательное определение веры, которое вошло в Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви святителя Филарета Московского. Звучит оно так: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Далее в этой же 11-й главе, которую часто называют гимном вере, Послание к Евреям раскрывает суть этого определения через конкретные примеры жизни тех людей, которых мы сегодня вспоминаем, оно говорит о ветхозаветных праведниках Авеле, Енохе и Ное. Во всех приводимых Посланием к Евреям примерах вера — это не только «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» и не только уверенность в бытии Божием с верностью Ему, это ещё и инструмент познания, об этом сказано так: «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».

Если мы обратим внимание на самих себя и на общество, в котором нам выпало жить, то увидим очень грустную картину: мы все погрязли в рационалистическом взгляде на окружающий нас мир. По-настоящему мы верим лишь в то, что можно измерить, посчитать и взвесить. А всё остальное остаётся за скобками, оно опционально, и в жизни абсолютного большинства не играет какой бы ни было существенной роли. Можно, конечно, посетовать на нашу печальную современность, но дело в том, что так было всегда. Всегда живая и действенная вера, вера как инструмент познания, — это удел очень немногих, достаточно вспомнить Ноя из приведенного Посланием к Евреям перечня героев веры, Ной, как мы помним, вообще оказался один среди всех живших в его время людей, только он смог использовать веру как инструмент познания и в конечном итоге Ной пережил потоп, тогда как остальное человечество погибло. Бог в Своём завете с Ноем обещал, что потоп не повторится, и что ничего подобного больше не будет, Бог позволяет нам жить вовсе без веры, но это не делает пример Ноя менее актуальным, ведь вера нужна не столько для благополучной и длительной жизни на земле, сколько для блаженной вечности, для встречи с Грядущим Спасителем мира Христом.

Дай Бог, чтобы молитвами вспоминаемых сегодня святых праотец все мы сумели жить в полноте веры и упования!

Похожие публикации