В канун Недели 15-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе

2 октября 2021 года, в канун Недели 15-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Новый Завет позволяет нам сделать заключение, что существует такое внутреннее состояние человека, при котором Бог устраняется, Он отказывается как-либо взаимодействовать с тем, кто имел неосторожность погрузится в это особо опасное с духовной точки зрения состояние. Но при этом Новый Завет не предлагает нам простого определения подстерегающего каждого человека в опасности.

В Евангелии от Луки Господь Иисус Христос описывает это состояния такими словами: «Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали» (Лк. 7, 32). То есть Спаситель уподобляет людей, которых постигло это печальное духовное состояние, странным капризным детям, им не нравится абсолютно всё, им ничего не интересно, они сами не понимают, чего хотят. А в Откровении Иоанна Богослова о том же самом состоянии сказано так: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 15-17).

Пожалуй, наиболее точным определением той духовной болезни, которая вынуждает Бога отвернуться от человека, будет слово «равнодушие». Не случайно Спаситель множество раз на страницах Евангелия говорит о том, что христианин должен быть подобен ребенку. Некоторые толкователи видят в этом указание на детскую чистоту, но есть и иное, как кажется, более близкое к истине, прочтение Христова призыва: если ребенок физически и духовно здоров, то у него совершенно потрясающая внимательность ко всему вокруг, он любопытен, его увлекают даже самые, как кажется взрослым, незначительные вещи. Так должно быть и с христианином: нам должно быть интересно, у нас должен быть энтузиазм. Если же он пропадает, если мы впадаем в равнодушие, то Бог отворачивается.

Поэтому одна из основных задач христианина состоит в том, чтобы попытаться избежать равнодушия. Задача эта очень непростая, ведь далеко не всегда равнодушие связано с нашей волей, чаще всего наоборот — оно следствие причин, которые находятся вне человека. Можно ли обвинить тех людей, к которым в этом евангельском отрывке обращается Христос, в том, что их равнодушие — следствие их же собственного выбора? Скорее всего, нет. Просто так сложилось.

Сложно представить, что равнодушие может быть свободным выбором человека. Но тот факт, что Господь обличает тех людей, которые не способны должным образом отреагировать ни на Его проповедь, ни на проповедь Иоанна Крестителя, ясно показывает: с собственным равнодушием можно и должно бороться. Основной же метод борьбы был из опыта выведен множеством христианских подвижников, он хорошо известен: речь идёт о молитве. Святитель Феофан Затворник писал, что только молитва способна согреть сердце, он сравнивал её с получением огня путём трения — если сердце и ум непрестанно упражнять молитвой, то рано или поздно появится искра, которая уничтожит сон равнодушия и сделает человека таким, каким его хочет видеть Бог.

Похожие публикации