В день памяти преподобного Сергия Радонежского епископ Феоктист возглавил Литургию в Сергиевском храме Переславля

свящ. Сергий Савенков
Фото

8 октября 2021 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Сергиевском храме города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с днём памяти преподобного Сергия Радонежского, человека, который к нашему городу имеет самое непосредственное отношение.

Как и положено в этот день, сегодня мы слышали с вами отрывок, в котором шла речь о заповедях блаженств. В изложении апостола Луки эти заповеди существенным образом отличаются от таковых заповедей в Евангелии от Матфея. Дело здесь не только в разном количестве заповедей, но в том, что у Луки обетование блаженств дополнены обещанием горя. В этом легко убедиться, если прочитать слова Евангелия дальше: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 24-26).

Если смотреть на слова Евангелия буквально, то получается, что богатые, сытые, радостные — обречены, а путь христианина состоит из нищеты, голода, плача и агрессии со стороны общества. Но такое буквальное прочтение идёт в разрез с тем, что делал Христос. Он не заставлял никого страдать, напротив, Он шёл туда, где горе и Своим присутствием претворял его в радость. Радость в самом прямом смысле. Он исцелял и воскрешал, Он кормил людей в пустыне и помогал ловить рыбу, то есть давал пищу до сытости, так, чтобы никто не остался голодным, более того, зафиксированные в Евангелии чудесные уловы рыбы были таковы, что рыбу после трапезы можно было продать и на вырученные деньги жить достаточно долго ни в чём себя не ограничивая.

Получается, что к заповедям блаженств нельзя подходить буквально, ведь такой подход противоречит и духу, и смыслу, и фактическому содержанию Евангелия. Заповеди надо понимать иначе, а именно — как духовный ориентир, как возвещение того, что действительно должно иметь значение в жизни человека. Заповеди блаженств в этом смысле ничем не отличаются от двух первых заповедей закона Моисея: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» и «Не делай себе кумира» (Исх. 20 , 2-4). Своими заповедями Христос повторяет прекрасно известный из Ветхого Завета призыв Бога, который состоит в том, что сердце человека должно быть обращено к Всевышнему, а не к чему-то иному, потому что всё прочее имеет в сравнении с Богом лишь относительную ценность. Но если человек прилепляется к этим относительным земным ценностям, то они становятся для него кумирами, идолами, богами с маленькой буквы. Сами по себе невинные вещи — деньги, радость, здоровье и обычное благополучие — когда их ставят на место Бога, когда они становятся идолами, превращаются в демонов, которые не дают войти человеку в Христово Царство.

Своими словами Спаситель указывает на те ценностные установки, которое являются необходимыми для достижения цели христианской жизни. Христианин может быть как богат, так и беден, как голоден, так и сыт, он может быть болен, и может быть здоров, значение имеет не всё это, а то, о чём христианин думает и к чему стремится, то, чем он руководствуется в принятии решений и чего он в первую очередь ищет.

Не случайно именно этот отрывок мы слышим сегодня, в день памяти преподобного Сергия. Ведь у него не было кумиров, а был только Бог. А всё что он имел: силы, здоровье, мудрость и даже дары Духа Святого, он тратил на то, чтобы служить людям. Эти «ценности» были ничем в его глазах по сравнению с Богом.

Я надеюсь, что молитвами преподобного и мы с вами будем его духовными наследниками и будем так же свободны от любых кумиров, старающихся уловить нашу душу!

Похожие публикации