28 августа 2021 года, в канун Недели 10-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Признаюсь, что меня уже давно занимал один вопрос, который связан с сегодняшним евангельским отрывком и который можно считать довольно банальным. Но, как мы все с вами прекрасно знаем, зачастую именно банальные вопросы являются самыми сложными. Формулировать такие вопросы лучше всего могут маленькие дети, а мы — взрослые — зачастую оказываемся не в силах дать на них вразумительные ответы.
Мой вопрос был таким: зачем Господь Иисус Христос посылает Своих учеников ловить рыбу под предлогом голода? Дальнейшее евангельское повествование говорит о том, что к моменту возвращения апостолов с их чудесным и масштабным уловом, рыба была уже готова, она испечена и Господь предлагает её для вкушения ученикам. То есть, если следовать тексту Евангелия, ели в итоге не ту рыбу, которую поймали, а ту, которая появилась чудесным образом и была приготовлена Господом в то время, когда Он оставался на берегу один. Ради чего так было сделано? В чём смысл? И нет ли в этом какого-то подвоха?
Повторю: это банальные вопросы, но долгое время у меня не было на них ответа. Ответы появились сегодня, во время всенощного бдения.
Некоторые толкователи этого евангельского отрывка видели в явлении Воскресшего Господа Иисуса Христа семи ученикам Его явление всей Церкви. А в трапезе после ловли — таинство Евхаристии. Если оставаться в рамках предложенного толкования, то всё становится на свои места.
Что такое Евхаристия? Мы знаем краткий, чёткий и верный ответ: это таинство Тела и Крови Христовых. Таинство Евхаристии совершает Церковь во всей своей полноте, поэтому его невозможно совершить одному. Никакой священник или архиерей не способен совершить евхаристию сам по себе, непременным условием совершения этого таинства является присутствия ещё хотя бы одного человека. Именно по этой причине обречены на провал все попытки найти такой чин Литургии, который был бы адаптирован для служения одним лишь священником. То есть, Евхаристия — дело всей Церкви, всей общины, но вместе с этим, Евхаристия — не только и не столько дело человеческих рук, она установлена Богом и, как о том говорится в одной из литургических молитв, Христос Сам «Приносящий и Приносимый, Приемлющий и Раздающий». Иными словами, Спаситель Сам совершает таинство Евхаристии, а мы — люди — лишь Его помощники, Он действует через нас, но при этом действует Сам. Он заповедовал нам определённые священнодействия, мы их выполняем, а наполняет наши действия Своею благодатью Он — Творец и Спаситель мира Христос.
Именно это и произошло «при море Тивериадском». Христос заповедал Своим ученикам определённый набор действий: Он сказал им куда необходимо кинуть невод, но конечный результат — обед на берегу — это уже не человеческое, а божественное действие, которое предварялось некоторым трудом со стороны апостолов. Именно это мы и имеем счастье наблюдать в наших храмах во время Литургии. Мы готовим хлеб, готовим вино, но в конечном итоге вкушаем не то, что мы приготовили своими слабыми и осквернёнными руками, а то, что даёт нам Христос — Его Пречистое Тело и Его Честную Кровь.