14 августа 2021 года, в канун Недели 8-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Известно, что у апостола Павла не все и не всегда шло гладко. К примеру, второй из трёх его визитов в Коринф был крайне неудачным. К сожалению для апостола, и к счастью для нас, Павла там очень плохо приняли. Сам апостол назвал свой визит в Коринф «огорчительным», но нам — современным христианам — от огорчения Павла большая польза, ведь благодаря этому мы имеем прекрасное в своей откровенности и эмоциональности апостольские послания, из которых можно почерпнуть очень многое, то, что самым непосредственным образом соотносится с нашей жизнью. Само по себе появление этих посланий и та польза, которую оно принесло христианам за почти две тысячи лет, ясно свидетельствуют, что Бог проявляет Себя не только через помощь человеку, но и через Своё кажущееся отсутствие и молчание. Неудачи апостола Павла в Коринфе нельзя назвать иначе, как промыслительными, ведь огорчение апостола, нанесенное ему христианами Коринфа, в конечном итоге помогло успеху христианской миссии во множестве других городов и стран.
Центральное место апостольской проповеди — Воскресение Христово. Так или иначе, но все свои слова апостолы базировали на факте Христова Воскресения. Собственно, без Воскресения не было бы никакой проповеди и никакого христианства. Без Воскресения ученики Христа просто разбрелись бы в разные стороны и нам ничего не было бы о них известно, а об их Учителе в лучшем случае знали бы только специалисты по истории Израиля двухтысячелетней давности.
Сам факт существования христианства свидетельствует о том, что последние слова Никео-Цареградского Символа веры — последние лишь по их расположению в тексте, но не по своему значению. Апостол Павел писал послания в Коринф задолго до того, как был сформулирован Символ веры, и, конечно же, Символ веры не может не базироваться на словах апостола: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13-14). Вместе с этим мы видим, что уже тогда — во времена жизни апостола Павла — люди были готовы поверить и в Бога-Отца, и в Его Единородного Сына, и в Духа Святого, и в Христово Воскресение, но принять веру во всеобщее воскресение им было тяжело, а некоторым и вовсе такой акт веры был недоступен. История христианства показала, что вера во всеобщее воскресение даётся очень непросто, к такой вере мало кто способен, те, кто может так верить и в соответствии со своей верой строить жизнь, всегда оказывались и оказываются в абсолютном меньшинстве в любом христианском сообществе. Большинство же предпочитает не останавливаться на этих вопросах и не даёт себе отчета в том, каким образом соотносятся декларируемая вера во всеобщее воскресение и практика повседневной жизни. Но если нет веры в воскресение, то для чего нужно христианство? Для чего крещение? Для чего Дух Святой и церковные таинства?
Христиане Коринфа, к которым направил свои увещевания апостол Павел, полагали, что всё это нужно и полезно исключительно в рамках земной жизни, за которой следует абсолютное небытие. Поэтому апостол, среди прочего, написал: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15, 19). То есть эти люди надеялись на помощь Христа в устроении комфортного пребывания в теле, а дальше этого их устремление и вера не простирались.
Такой же подход и такую же веру можно встретить и у многих современных нам христиан. Та же самая надежда — на Христа «в этой только жизни», и та же самая неспособность заглянуть дальше — туда, куда нас призывает апостол Павел — в жизнь будущего века, которая и есть, по мысли апостола, жизнь настоящая и непризрачная, тогда как нынешняя жизнь — всего лишь подготовка к вечности со Христом.