В канун Недели 4-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение в Сергиевском храме Переславля

Дмитрий Ухоботов
Фото

17 июля 2021 года, в канун Недели 4-й по Пятидесятнице и дня празднования памяти преподобного Сергия Радонежского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Сергиевском храме города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Сергий, отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днём и днём памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского!

Если попытаться найти информацию о преподобном Сергии, то в основном мы обнаружим различные описания его участия в жизни тех или иных людей, зачастую, наших современников. О жизни самого преподобного известно не так много, есть только один источник — труд Епифания Премудрого, все другие жития святого имеют в своей основе то, что написал преподобный Епифаний. При этом отсутствие полной информации о жизни основателя Троице-Сергиевой лавры, подкреплённой различными непересекающимися источниками, никоим образом не сказалось на почитании преподобного Сергия и на его влиянии на русское православие. Более того, без него наше христианство немыслимо. Все серьезные исследователи обращают внимание на то, что он ничего не писал, он крайне мало говорил, но при этом он имеет ни с кем несравнимое влияние на всё русское общество.

Естественно, что такое положение дел не может не будоражить сознание и не приводить к попыткам найти ответ на вопрос в чём секрет преподобного Сергия, чем он отличается от множества других русских преподобных. Естественно также, что полный и со всех сторон безукоризненный ответ на эти вопросы не может быть найден, ведь в облике преподобного Сергия каждый из нас видит что-то своё, зачастую сокровенное и невыразимое. Но каждый из нас — из тех, кто соприкасался с преподобным Сергием — может свидетельствовать о богоподобной милости святого. Если в чём-то другом могут быть различные мнение, то в отношении проявления его милосердия не может быть сомнений и споров. Впрочем, говорить общие слова «о всех» — дело неблагодарное. Поэтому я скажу о самом себе.

Когда я сопоставляю свою жизнь и свои устремления с жизнью преподобного Сергия, то я вижу очень мало общего. У него было стремление к бескомпромиссному христианскому подвигу, у меня его нет. Он умел уходить в сторону и чётко осознавал свою роль и своё место, у меня не получается поступать аналогичным образом. Он мало говорил, но много делал. Увы, но я так не умею. Его слова не расходились с его делами, про себя же я лучше промолчу. Рядом с ним я чувствую себя крайне неудачным сыном, который хоть и похож на отца — ведь у нас с преподобным одна вера и одна Родина — но при этом имеет совершенно иной нрав и, скорее, печалит, чем радует отца.

Удивительно же то, что такое положение дел не мешает преподобному Сергию являть свою милость. Мы обращаемся к нему, он слышит и исполняет наши прошения почти мгновенно. Он ничего не требует взамен, он не требует, чтобы мы сперва исправились, а потому пришли к нему, нет, он оказывает милость невзирая ни на что. Это — свойство Божие, а в людях оно именуется богоподобием. Богоподобие проявляется не в требовательной строгости, не в поиске человеческой справедливости, а в милости ко всем и к каждому, кроме себя самого. К себе самому преподобный Сергий был предельно строг. Видимо, только такой — строгий к самому себе человек — и может быть милосердным к другим без всяких оговорок, только такой и может стать богоподобным.

Похожие публикации