В День Святого Духа и день памяти Феодора Стратилата епископ Феоктист совершил Литургию в Феодоровском монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

21 июня 2021 года, в День Святого Духа и день памяти великомученика Феодора Стратилата, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.

Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви в Переславской епархии, в том числе в Феодоровском женском монастыре, руководитель детского самодеятельного Образцового фольклорного ансамбля «Переслава», преподаватель народного вокала Детской школы искусств города Переславля-Залесского Марина Вячеславовна Контуева была удостоена медали Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сёстры, всех вас сердечно поздравляю с продолжающимся праздником Святой Пятидесятницы — Духовым днём, и с престольным днём этого монастыря — днём памяти великомученика Феодора Стратилата!

Мне бы хотелось обратить ваше внимание на тот отрывок из Евангелия от Матфея, который положено читать в День Святого Духа. Если мы возьмём этот отрывок отдельно от всей 18-й главы Евангелия от Матфея, куда он входит, то нам будет не совсем понятно о ком идёт речь. Я напомню, что там Господь говорит о неких «малых сих», Ангелы которых всегда видят лицо Божие. Говорит, что ради них, Господь уподобляет Себя пастуху, ищет их души и радуется, когда находит. С этого начинается отрывок, и в общем-то это основная его мысль. Но кто такие «малые сии»? Из русского текста может показаться что это какие-то дети или люди чего-то лишённые.

Если мы прочитаем 18-ю главу целиком, в совокупности, то поймём о ком идёт речь. В начале же этой главы мы слышим строгие и для многих в истории Церкви довольно соблазнительные слова Христа Спасителя о необходимости радикальных мер борьбы с грехом в самих себе. Там говорится о членах тела, которые необходимо отсечь в том случае, если они вызывают соблазн. Конечно, Церковь никогда не воспринимала эту строгость буквально, а прочитывала её как призыв не мириться с какими бы то ни было греховными проявления собственной натуры. Любой грех должен быть отсечён. Вот только сделать это получается не всегда и не у всех. Да и степень отсечения, как и сами грехи, может быть очень разной. Когда мы размышляем о сегодняшнем отрывке, нам стоит иметь в виду эти мысли, прозвучавшие чуть раньше и не вошедшие в нынешнее чтение.

В сопоставлении с ними получается, что те «малые», о которых мы слышим сегодня, как раз те, у кого не получилось найти в самих себе должной для евангельской борьбы с грехом силы. Попросту говоря, это те, кто по каким-либо причинам живёт не вполне нравственной жизнью. Они являются предметом особой заботы Бога и потому не должны быть презираемы и людьми. Эту Свою мысль Христос поясняет примером, который хорошо понятен тем, кто тогда находился рядом с Ним, Он говорит о заботе о каждой овце стада и особенно о той, которая каким-либо образом затерялась. Таким образом Христос Спаситель смягчает строгость предыдущего отрывка. Строгость к самим себе должна сочетаться с милосердием к другим. И никак иначе. Все другие возможные комбинации строгости и милосердия не будут христианскими. Нельзя быть милосердным к себе и строгим к окружающим. Нельзя быть строгим ко всем. Равно как и нельзя быть милосердным к самому себе и ко всем прочим. Точнее сказать, быть-то можно, но это, если судить по Евангелию, уже не христианский путь.

Если мы посмотрим на наших святых, на того же Феодора Стратилата, которого мы сегодня вспоминаем, он не призывал кого-то другого взять идолов, распилить их на мелкие кусочки и раздать это золото. Нет, он сам так делал. Он сам поступает так, что становится учителем Церкви. И нет у нас в святцах тех людей, которые были бы милосердны к себе с точки зрения греха, и строги к окружающим. Всегда одна и та же парадигма духовной жизни — абсолютная строгость к самому себе и милосердие к окружающим. И так, идя по этому пути, святые приводили многих людей ко Христу, потому что другого пути не существует. Если кто-то думает, что через обличение, можно чего-то достичь, кого-то изменить, к чему-то привлечь — он глубоко ошибается, таких примеров просто нет.

Мы можем вспомнить великого учителя — святителя Иоанна Златоустого. Его часто вспоминают, когда говорят о том, что нужно обличать пороки общества. Но у кого есть такая же жизнь как у святителя Иоанна? Если мы посмотрим на то, что он говорил, и на то, как он жил, — его слова будут милосердием по сравнению с тем, как жестоко и жёстко он относился к своей собственной жизни.

Дай нам Бог всем помнить, что только евангельское милосердие может что-то изменить в нашем обществе, среди нас, среди тех, кто нас окружает.

Похожие публикации