14 мая 2021 года, в день празднования Андрониковской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогая матушка, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы с вами собрались, чтобы прославить Пресвятую Богородицу за Её милости, которые явлены через Её Андрониковский образ.
Сестры Феодоровского монастыря не только молятся у этой иконы, но тщательно за ней наблюдают: они фиксируют чудеса, связанные с ней. Конечно, все чудеса зафиксировать невозможно, более того, фиксации подлежит только то, что можно описать, только сугубо материальное, тогда как самое важное остается невидимым.
Кто-то болел, помолился, и болезнь отошла, — этот факт можно зафиксировать. У кого-то не было детей, но после молитвы у Андрониковской иконы Господь исправил положение — это тоже можно зафиксировать. Кто-то смог решить жилищный вопрос — и это поддается фиксации. Но всё это не приводит к спасению, ведь, как мы знаем из Евангелия, те люди, которые получали помощь от Христа, как правило, не задерживались надолго рядом со Христом. Они куда-то исчезали, причём исчезали навсегда. Рядом со Христом остались те, кто пришёл к Нему ещё до начала совершения Им видимых чудес, те, кого интересовало нечто значительно большее.
Вместе с этим мы знаем, что в отношении апостолов Господь творил чудеса, правда, эти чудеса невозможно зафиксировать. К примеру, мы никогда не сможем разгадать, что услышал Нафанаил в словах Христа «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1, 48), но совершенно очевидно, что в тот момент Нафанаил столкнулся с чудом, которое навсегда изменило его жизнь.
Схожее чудо пережил и будущий апостол и евангелист Матфей: «После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним» (Лк. 5, 27-28). И снова мы можем лишь догадываться о том, что пережил будущий апостол, очевидно же, что пережитое им было чудом куда большим, чем исцеление слепорожденного или воскрешение сына вдовы, потому что ни слепорожденный, ни вдова с её сыном не стали Христовыми учениками, а Левий стал.
Так и в отношении чудес от икон Божией Матери. Мы не в состоянии зафиксировать все из них. Но дело, конечно, не только в фиксации. Дело в том, чего мы ищем, чего мы ждём, когда совершаем молитвы перед образами Пречистой. Мы хотим видимого и не приводящего в Царство Христово или мы хотим внутреннего тихого, но спасительного? Как показывает практика, большинству надо первое, большинству нужен не Бог, а то, что Он способен дать здесь и сейчас. Бог снисходит, Бог не осуждает, Он даёт, даёт в изобилии. Но — лишь то, что человек у Него просит, а каждый из нас весьма примитивен и не в состоянии просить то, что является для нас благом по существу, потому как благо в истинном смысле этого слова заключено в исполнении на нас благой и всесовершенной воли Божией.
Пусть же Божия Матерь даст нам всем силы и мудрость просить у Неё именно этого — исполнения воли Божией о нас.