Во вторник Страстной седмицы епископ Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Феодоровском монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

27 апреля 2021 года, в Великий Вторник, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Феодоровском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка, дорогие сестры, братья. Всех вас приветствую с Великим вторником!

Сегодня мы с вами слышали окончание 24-й главы Евангелия от Матфея, так называемой эсхатологической главы, малого Апокалипсиса, там говорилось о конечных судьбах мира, — о том, что всегда привлекало внимание христиан и будоражило воображение.

Удивительно, что уже две тысячи лет некоторые христиане не могут услышать основную мысль Спасителя, заключённую в этом отрывке. Он говорит, что о дне, часе, моменте Второго Пришествия и кончине мира никто не знает, только Бог-Отец, Который положил это во Своей власти: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Христос говорит, что жизнь перед Вторым Пришествием будет совершенно обычной, такой, как и всегда: «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 37-39).

Но, тем не менее находятся те люди, которые упорно пытаются вычислить дату, хотя Господь сказал предельно ясно — это сделать будет невозможно. Дата, как говорил один из комментаторов Евангелия, пока что не определена самим Богом. Бог терпит человечество, ожидает нашего изменения и не хочет нашей погибели, а потому откладывает дату кончины мира.

Есть и ещё одна причина, по которой невозможно узнать дату кончины мира: знание времени Второго Христова Пришествия, как и знание времени собственной кончины, — опасная вещь. Это оружие, которое способно большинство из нас погубить. Если предельно упростить, то можно привести такой пример.

В истории мореплавания замечено, что если судно потерпело крушение, то через 7-10 дней уже нет смысла проводить спасательные операции — к этому времени уже некого спасать, люди погибают. Считалось, что 7-10 дней — максимальный срок, который человек может находиться без воды и еды. В середине XX века французский врач и биолог Ален Бомбар решил это опровергнуть, и в качестве научного опыта за 65 дней в одиночку, не имея запасов пресной воды и еды, пересёк Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос, преодолев свыше 4 000 километров на надувной резиновой лодке. Да, у него появились проблемы со здоровьем, из-за голодания и обезвоживания организма у него выпали ногти на ногах, а тело покрылось сыпью, но тем не менее, он остался жив. Обращаясь ко всем тем, кто погиб в кораблекрушениях, исследователь сказал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».

Так и страх скорой и неизбежной кончины парализует волю многих людей, лишает человека способности что-либо делать.

Но, увы, среди нас всегда находятся те, кто пытается спровоцировать всплеск эсхатологических настроений, пытается вызвать страх. Но Господь нас призвал не к страху, напротив, Он призывал не бояться: «ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14, 27).

И в сегодняшнем же евангельском чтении было сказано, как нам ощутить близость Господа и перестать бояться: надо по мере сил помогать ближним, и тогда Сам Господь отымет всякий страх и всякое смущение.

Дай нам Бог услышать этот призыв нашего Спасителя. Думать не о будущем, а думать о настоящем в предельно простых категориях помощи: чем я сегодня могу помочь своему ближнему?

Похожие публикации