17 марта 2021 года, в среду 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сестры! С первой Литургией Преждеосвященных Даров всех вас сердечно поздравляю. Причастников с принятием Святых Христовых Таин.
Мне хочется буквально несколько слов сказать о сегодняшнем чтении из Книги пророка Исайи, который говорит, что «от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 2, 3). С этого начинается его речь в этом отрывке.
Вообще, для человека Нового Завета, для нас с вами, для того, кто хотя бы минимально знаком со Священным Писанием и учением Церкви, нет ничего удивительного в том, что «от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима». Мы знаем, что Сион — это гора, на которой стоит Иерусалим, что там пострадал и воскрес наш Господь. Мы обращаем свой взор в Иерусалим, тем самым обращая его к Евангелию и Слову Христову.
Но пророк Исайя жил за восемь веков до пришествия Христова, и в его время был один закон — закон Моисея, была только одна гора, на которой был дан закон — гора Синай, которая входит в горную гряду Хорив. Пророк говорит нечто странное о городе и о горе, которые тогда не имели никакого сакрального значения и не были связаны с законными установлениями Священного Писания. Именно поэтому пророк Исайя именуется ветхозаветным евангелистом.
Далее в этом же отрывке он говорит о том, что в то время, когда «от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима», наступит Мессианская эпоха. Тогда люди «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4), наступит мир и благоденствие. Но мы знаем, что этого не произошло. И мы задумываемся, не ошибался ли пророк Исайя, не ошибаемся ли мы, когда говорим, что Иисус из Назарета — Тот Самый чаемый Мессия — Христос? Это очень непростой вопрос, потому что от ответа на него зависит многое. Если мы скажем, что это не Он, то нам прямая дорога к иудаизму, к ожиданию Мессии. Если скажем, что это Он, то, где тот мир благоденствия, где уход от войны в пользу мирного, созидательного труда?
Существует несколько ответов на этот вопрос. Кто-то считает, что мир постепенно меняется к лучшему, кто-то говорит, что пророк Исайя имел в виду эсхатологическую эпоху, которая наступит после Второго пришествия Христа. Третий ответ говорит о том, что мир войны и мир созидательного труда зависит от каждого христианина — я сам создаю тот мир, в котором я живу, я сам формирую своё окружение. Этой точки зрения, как мы знаем, придерживался преподобный Серафим Саровский, он выразил её во всем известной фразе: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».
Лично мне третий ответ и призыв преподобного Серафима ближе всего. Но исполнять слова преподобного и наше христианское предназначение необходимо последовательно и всегда, каждую секунду, особенно же тогда, когда наше естество будет понуждать нас к гневу, к тому, чтобы воздать несправедливому обидчику. Вместо этого необходимо уступить, необходимо, как кажется, сдаться с тем, чтобы быть Христовым. Ведь Христос Себя уничижил, сдался, был убит позорной смертью, а в конечном итоге одержал победу.
Дай нам всем Бог, это помнить. Дай нам всем Бог быть проводниками Нового Завета, проводниками мессианской эпохи мира каждую секунду нашей жизни.