В Рождественский сочельник епископ Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре

Максим Медведев
Фото

6 января 2021 года, в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

После перенесения Святых Даров была совершена священническая хиротония диакона Алексея Великанова, клирика храма Всех святых села Берендеево Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— С навечерием Рождества Христова всех вас сердечно поздравляю!

Только что мы с вами вступили в празднования Рождества Христова, пропели тропарь и кондак праздника, засвидетельствовали, что пришествие в мир Христа Спасителя озарило человечество светом богопознания.

Со времени Рождества Христова закончился период истории, в который люди могли судить о воле Божией и о Самом Боге лишь по вторичным признакам. Сам Бог принял человеческую плоть, Он Сам в предельно ясных словах выразил Свою волю. Выражение этой воли началось с самого Рождества. Мы слышали в евангельском чтении сегодняшнего дня описание Рождества: слышали, что событие, которое перевернуло ход мировой истории, произошло в тишине и безвестности, в смирении, кротости и крайней нищете.

Всё это нельзя назвать стечением обстоятельств, в обстоятельствах Рождества Христова выражена воля Божия, из самих этих событий можно сделать самый главный вывод: Бог не хочет подавлять человека, Бог не пытается произвести впечатление теми методами, которые приняты в человеческом сообществе. Его воля в том, чтобы мы были свободными, в том числе, свободными и от давления впечатлений величественности.

Христос Спаситель в Своей земной жизни последовательно выражал эту волю Божию. Она оказалась непонятна людям, люди не сумели её принять. Оказалось, что нам нужно нечто иное: мы хотим видеть силу, хотим видеть проявления величия, нам не нужна простота, нам чуждо смирение.

Я, как вы, дорогие отцы и братья, понимаете, нарочно говорю «нам», а не «им» — тем, кто осудил Христа на смерть и распял Его. Эти люди ничем не отличались от нас. У них были точно такие же запросы и чаяния. Да, мы христиане, люди Нового Завета, но мы люди. На нас редко способна произвести впечатление крайняя простота Бога. Она нам непонятна, ведь человеческое сообщество диктует иную парадигму действий, а мы — часть этого сообщества. Быть как все, думать, как все — легко. Если мы перестаем понуждать себя жить теми устремлениями, которые возвестил нам Воплощенный Бог, то мы неизбежно приходим к состоянию ветхозаветного Израиля. Так проще, и так для человека естественнее.

Поэтому нам необходимо постоянное понуждение самих себя, постоянный труд над тем, чтобы слова и образ действия Бога были тем, чем мы руководствуемся в своей повседневной жизни. Только через понуждения себя мы станем озарены светом богопознания, который нам принесло Рождество Христово.

Похожие публикации