3 октября 2020 года, в канун Недели 17-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Любой человек переживает в себе самом борьбу двух идеалов и двух устремлений. С одной стороны, все мы ратуем за всеобщее благополучие, за благо нашей страны, общества в целом, за благо всех и каждого, за благо наших близких, с другой — есть совершенно конкретный маленький я со своими совсем небольшими запросами и совсем несложными проблемами. Есть моя личная усталость, моя боль, мои собственные интересы и чаяния. Всем нам приходится искать баланс между первым и вторым, между общественным, в самом широком смысле этого слова, и сугубо частной пользой.
В какие-то времена, к примеру, сейчас, интересы общественные и частные оказываются очень близки друг другу — сегодня мы все хотим минимизировать вред от всем известной болезни, а иногда бывает и по-другому: личное и общественное входят в конфликт и приходится делать выбор.
Так происходит не только в политических или же экономических вопросах. То же самое явление можно наблюдать и в сфере религиозной жизни. В Евангелии от Луки есть рассказ о том, как жители Капернаума пытались воспрепятствовать Христу покинуть их город: «Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошёл в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4, 42-43). В этом евангельском эпизоде мы видим проявление все той же дилеммы: борьбу общественного и частного. И здесь же мы находим указание на решение этой дилеммы.
Тем, кому доводилось бывать в Галилее и видеть то, что осталось от Капернаума времён Христа, очень легко представить себе евангельскую сцену, которую до нас доносит апостол Лука: невероятно узкие улочки, крайне тесные и низкие дома, невозможность пройти по городу так, чтобы с кем-то не встретиться, в таких городах нет никакой возможности оставаться незамеченным. Понятно, что Христос тем более не мог быть незаметным в городах. Люди приходили к Нему, чтобы послушать Его, и чтобы получить исцеление от своих недугов. Христос никому не отказывал, откликался на каждую просьбу. Но невозможно вылечить всех, а Его главное дело — «благовествовать Царство Божие», Он должен идти дальше.
Но все мы удивительно схожи друг с другом: высокая миссия Христа остается Его высокой миссией, нам же дороже нечто более близкое, более понятное, маленькое и незначительное — нам интересны мы сами и наше благополучие. Жители Капернаума выразили это всеобщее человеческое стремление самым непосредственным, простым и несколько наивным образом: они, пользуясь теснотой древнего Капернаума, не давали Христу уйти, удерживали Его. Их частное пыталось побороть всеобщую человеческую пользу. Христос, конечно же, не смог остаться, Он вынужден был уйти.
Нечто подобное происходит всегда: Христос воплотился, жил, пострадал, умер и воскрес не ради того, чтобы помогать конкретному человеку в его повседневных нуждах, не ради того, чтобы всех вылечить от телесных недугов, тем более, что это невозможно, а ради возможности каждому человеку достигнуть Небесного Царства. Но достигнуть его не получится, если не выйти за пределы своих сугубо личных интересов.
Дай Бог, чтобы у нас с вами получилось это сделать!