13 января 2019 года, в Неделю 33-я по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка к молящимся:
— Сегодня мы совершаем отдание праздника Рождества Христова. И вместе с этим совершаем память праведного Иосифа Обручника, который был совершенно удивительным человеком.
Евангелисты упоминают о нём вскользь, по случаю, он постоянно находится в тени Родившегося Богомладенца и Его Пречистой Матери, но именно через него действует Бог. Именно к нему Он неоднократно посылает Своих ангелов, ему доверяет обеспечение безопасности Христа и Его Матери.
Можно лишь гадать о нём самом и его жизни до и после описанных в Евангелии событий. Но совершенно очевидно, что Иосиф не был формалистом в части исполнения постановлений закона, но при этом он был благочестивым, религиозным и уважаемым человеком. В себе самом он смог реализовать идеал праведности ветхозаветного человека, тот самый идеал, к которому стремились фарисеи и книжники, но от которых этот идеал неизбежно ускользал, потому что они не могли увидеть, почувствовать, понять, что означают слова «возлюби ближнего своего как самого себя». Фарисеям и книжкам не удавалось осознать, что весь ветхозаветный закон, все предписания закона не самоценны, их цель в том, чтобы смягчить жестокость сердец и научить любить ближнего и через ближнего — Бога.
То, что не удалось религиозной иудейской знати, в полной мере удалось простому плотнику из Галилеи. Он не возмутился, когда узнал, что обрученная ему жена Мария оказалась беременной, а ведь он имел полное право побить Её камнями, но вместо этого Иосиф решает тайно отпустить Её, чтобы не предавать Её позору. В результате принятого милосердного решения, он удостаивается ангельского посещения, и он без всякого сомнения верит ангелу. Отец Иоанна Предтечи праведный Захария не смог сделать так же: он поставил под сомнение ангельскую весть о зачатом праведной Елисаветой ребенке и был наказан временной немотой. Но поверить в беременность женщины в летах значительно проще, чем в беременность от Духа Святого. Иосиф Обручник верит, не спорит и не сомневается.
Благодаря своей вере, он становится подобен Аврааму — отцу всех верующих — и становится хранителем Богомладенца Христа. После Рождения Спасителя Бог через ангела всякий раз обращается только к нему и говорит, что нужно сделать, чтобы сохранить жизнь Господу Иисусу Христу. Тихий и скромный человек становится защитником Самого Бога. И Иосиф всякий раз верит и действует по своей вере.
Невозможно назвать веру и милосердие Иосифа Обручника слабостью или мнительностью. Пеший путь с семьёй в Египет, жизнь в Египте, пеший путь обратно не были простыми, слабый человек предпочёл бы остаться на месте, он не смог бы решиться на такое путешествие. Слабому человеку было бы проще уклониться от информации, полученной от Бога.
И всякий раз, когда мы уклоняемся от того, что говорит нам Бог через Священное Писание и Предание Церкви — мы проявляем свою слабость. Иосиф, как и патриарх Авраам, не уклоняется и тем самым показывает нам свою силу.
В доверии Богу и заключена сила всякого человека, который считает себя верующим. Решимость Иосифа Обручника, история, которую мы только что услышали — прекрасный урок жизни по вере, жизни в присутствии Бога, жизни для Бога. Постараемся усвоить этот урок и пользоваться им каждую минуту и каждую секунду нашей жизни.
С воскресным днём всех и помощи Божией!