29 августа 2020 года, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Богоявленском женском монастыре.
В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии медалей преподобного Даниила Переславского I степени были удостоены:
- Николай Павлович Овсиенко,
- Егор Викторович Литуев.
Архиерейские грамоты были вручены:
- Владимиру Валерьевичу Лебедеву,
- Олегу Евгеньевичу Звереву,
- Сергею Викторовичу Соловьеву,
- Алексею Владимировичу Голубеву,
- Николаю Евгеньевичу Смирнову.
За понесённые труды на благо Матери-Церкви настоятельница обители игумения Антонина (Злотникова) была удостоена медали Переславской епархии преподобного Иринарха Затворника. Также за особые достижения в обеспечении социального и культурного развития Ярославской области матушка была удостоена Почётной грамоты Ярославской областной Думы.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка Антонина, дорогие сёстры, отцы, прихожане и гости этой обители!
Все вы прекрасно осведомлены, что текущий год является юбилейным годом для Богоявленского монастыря. Юбилеев сразу несколько: 400 лет основания монастыря на этом месте, 200 лет монастырскому храму Феодоровской иконы Божией Матери и 10 лет жизни монастыря под управлением игумении Антонины.
Невозможно перечислить даже самые основные вехи истории монастыря ни за 400 лет, ни за 200, ни даже за последние 10. Конечно, на фоне 400 и 200 лет 10 выглядят как нечто совсем уж незначительное. Но за эти 10 лет епархию возглавляет уже пятый архиерей, а это означает пять различных управленческих подходов, которые неизбежно сказываются на жизни каждого монастыря и каждого прихода.
Я здесь совсем недавно, чуть более полутора лет, но даже мне довольно непросто перечислить всё то, что происходило в Богоявленском монастыре за это время. Увеличилось количество сестёр, идёт реставрация храмов, получены новые здания, новые подворья, которые тоже активно восстанавливаются, ведётся социальная работа, начала работать гостиница, благоукрашена территория монастыря. Но это лишь видимая часть трудов монастыря, да и то далеко не вся. Подчеркну: я говорю сейчас только о том, что происходило и происходит на моих глазах. А если брать последние 10 лет, то здесь, думаю, и сама матушка Антонина без специальной подготовки окажется не в состоянии перечислить сделанное и произошедшее. Полагаю, что через века историю монастыря будут делить на три этапа: от основания до польского нашествия, от переноса его на новое место до осквернения в XX веке и от возобновления здесь монашеской жизни, которое, по сути, можно считать третьим рождением Богоявленского монастыря Углича. Неважно, что будет происходить в ближайшее годы, но вы, матушка, уже стали исторической личностью, ваше имя и ваши дела уже вписаны в историю монастыря также, как вписаны туда имена, скажем, инокини Марфы и преподобномученицы Анастасии.
Конечно, мои слова не должны быть поводом для гордости. Бог дал нам возможность жить и трудиться в совершенно особую эпоху. Он же даёт нам силы, Он делает нас теми, кто мы есть, и без Него мы не можем творить ничего (Ин. 15, 5). Бог действует через каждого из нас. Через кого-то в большей степени, через кого-то — в меньшей. Но те, кто стал заметным орудием в руках Божиих, должны ощущать великую ответственность и помнить, Чья сила в них совершается. И, помня об этом, не расслабляться, не думать о самих себе высоко, но восходить к любви, той самой любви, которая есть выше всех других духовных дарований.
Именно этого, дорогая матушка и не менее дорогие сёстры, я хочу вам пожелать в столь памятный год и день для вашей обители.
Кондак в честь Феодоровского образа Божией Матери называет его тихим и добрым пристанищем. Я вижу, что Богоявленский женский монастырь в своей жизни осуществляет такое же призвание: он тоже является тихим и добрым пристанищем. Сёстры и сама территория монастыря, его расположение, делают обитель очень удобным и располагающим для посещения местом. Довольно часто гости Углича спрашивают меня о том, где они могли бы остановиться. Я смело отвечаю: в Богоявленском монастыре. И ещё никто не был разочарован. Надеюсь, что так будет происходить и дальше, что монастырь будет известен именно как тихое и доброе пристанище. А ещё мне хочется верить, что прошедшие столетия истории монастыря — это лишь начало, лишь некое предисловие к основной части его истории.