В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил всенощное бдение в Горицком монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

27 августа 2020 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Горицком женском монастыре.

К празднику Успения Пресвятой Богородицы за помощь в восстановлении Горицкого архиерейского монастырского подворья медалей Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени были удостоены:

  • Борис Васильевич Фролов,
  • Нина Викторовна Фомина.

Архиерейские грамоты были вручены:

  • Лидие Серафимовне Богдановой,
  • Марине Леонидовне Гагариной,
  • Лидие Александровне Глибиной.

Благодарственные письма были вручены:

  • Руслану Васильевичу Козлову,
  • Сергею Руслановичу Козлову.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Сегодня за богослужением мы с вами слышали два канона в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Первый из этих канонов написан преподобным Космой Маюмским, а второй — преподобным Иоанном Дамаскиным. Первый канон составлен в форме акростиха, то есть первые буквы греческого оригинала складываются в осмысленную фразу, в случае с этим каноном они составляют два воззвания: «Да торжествуют богомудрии» и «Да совершают торжество богомыслящие».

Собственно, к этому и призывает составленный преподобным Космой канон. Вопрос лишь в том, кого понимать под «богомудрыми» и под «богомыслящими». Вообще, конечно, ответ не составляет особой сложности: это те, кто умеет оценивать все явления временной жизни через призму вечности, через Евангелие. Но такой ответ слишком общий, для более детального понимания смысла этих слов стоит обратиться к самому канону.

Вот, к примеру, один из тропарей первой песни канона в русском переводе: «Ты, Чистая, получила почести победы над природою, родивши Бога; однако, подражая Творцу Своему и Сыну, Ты сверх природы подчиняешься законам природы; посему и умерши восстаешь для вечной жизни с Сыном».

Из этого тропаря мы узнаем, что Пресвятая Богородица Своими смирением и чистотой победила законы природы, Она родила Воплощенного Бога без мужа и осталась Девой. Из этого можно сделать первый вывод: чистота и смирение способны победить те законы, которые стали довлеть над всеми нами вследствие грехопадения. Этот путь — путь богомудрых и богомыслящих, тогда как все прочие пути борьбы с законами природы — пути мирские и потому тупиковые. Никакие повороты рек, никакие технологические достижения и никакой человеческий гений не способны изменить наше естество, но только чистота и смирение.

Далее преподобный Косма в своём каноне говорит о подражании Пресвятой Владычицы Её Сыну. Она, так же, как и Он, могла не подчиняться природе, но подчинилась ей. А ранее, вскоре после Христова Рождества, Она подчинилась и обрядовым законам: после рождения Ею Сына Она соблюла закон об очищении и принесла положенную храмовую жертву. Могла не делать, но сделала. Абсолютно во всем Пречистая поступала таким образом: Она не пользовалась какими-либо привилегиями и не искала обходных путей, Она не пользовалась Своими правами, а предпочитала идти по тому же пути, по которому идёт всякий человек. Такое поведение — тоже богомудрие и богомыслие. Как и само по себе подражание Воплощенному Богу в Его смирении и самоумалении — проявления все тех же свойств совершенного человека.

Итог такой жизни описан всё в том же тропаре первой песни канона преподобного Космы: Пресвятая восстала для жизни вечной с Её Сыном. Таков итог пути всякого богомудрого и богомыслящего. Но сначала чистота и смирение во всём и всегда, уступки там, где, как кажется, нельзя уступать, если, конечно, это не противоречит евангельской нравственности. А после — восстание для Христова Царства.

Дай нам всем Бог помнить об этом. Помнить, что только богомудрые и богомыслящие, только такие, какой была Пресвятая Владычица наша Богородица восстанут для Царства Христова.

Похожие публикации