22 августа 2020 года, в канун Недели 11-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— В последних двух главах Евангелия от Иоанна Господь Иисус Христос, так или иначе, касается всех основных магистральных тем всего евангельского повествования. Заключительная часть рассказа апостола и евангелиста Иоанна Богослова также затрагивает некоторые крайне важные особенности устройства христианской жизни.
Мы слышали в этом повествовании рассказ о том, как Господь возвращает к апостольскому служению Петра. Делает Он этот через разговор о любви. Причем, если мы обратимся к греческому тексту, то увидим в нём интересную особенность: Господь, три раза задавая Петру один и тот же вопрос, использует разные глаголы. Первый раз Христос использует глагол, который указывает на возвышенную любовь к Богу, а во второй и в третий — глагол, говорящий о любви к брату или другу. Отсюда становится понятно, что Христос ждёт от Своих учеников не только поклонения как Богу, но и любви как к Другу. Из этого ожидания вытекает и образ той любви, которая должна нас связывать со Христом — любовь должна быть деятельной и воплощённой в реальных делах.
Но каким образом на практике реализуется христианская любовь? На этот вопрос Христос отвечает здесь же: Он повелевает апостолу Петру пасти овец Христова стада. То есть Господь призывает Своего ученика быть для других тем человеком, который станет приводить ко Христу. Когда мы сегодня говорим о христианском пастырстве, то под этим мы подразумеваем служение священников и епископов. Это те люди, которые поставлены Церковью для пастырских задач. Из Евангелия от Иоанна видно, что пастырство — важнейший и высочайший образ служения Христу и проявления любви к Нему. Слова Христа обращены ко всем, но быть пастырями в известном нам смысле этого слова могут далеко не все. Поэтому, конечно, сказанное Христом следует понимать значительно шире.
К примеру, святитель Григорий Двоеслов, комментирует этот фрагмент Евангелия так: «Если Единородный Отца Своего из Отцовского укрытия явился среди нас, чтобы послужить благу всех, то что же мы скажем, если отдаём предпочтение собственному имению перед благом наших ближних? Что ж, покоя мы должны желать всем сердцем, и, однако, ради блага многих, от него иногда следует отказаться. И вот, хотя мы должны стремиться к тому, чтобы избегать дел, связанных с общественной жизнью, если вдруг не будет того, кто проповедует, нам следует охотно подставить собственные плечи под груз такого служения».
Из слов святителя Григория следует, что призыв, адресованный апостолу Петру, должен побуждать каждого христианина избирать не то, что полезно и приятно для него самого, а то, что служит благу ближнего. Самое сложное в этом — не «сломаться» и не «выгореть», потому что не существует той точки, после которой можно расслабиться и пожить для самого себя. Вокруг нас всегда будут те, кому нужна та или иная помощь. А любовь ко Христу всегда будет ставить нас в ситуацию выбора: мой собственный комфорт или благо другого? Если всякий раз выбирать благо другого, то уже в этой жизни Господь даст утешение, даст почувствовать предвкушение Небесного Царства, Он сделает такого человека по-настоящему счастливым, таким, какими были Его апостолы. Но только, конечно, это счастье будет сильно отличаться от того, что подразумевает под этим словом нехристианский мир. И нужно быть к этому готовыми.