26 июля 2020 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Преображенском храме села Нагорье Переславского района.
В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви медали Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени был удостоен:
- генеральный директор ЗАО «Буровые сваи» Павел Анатольевич Морозов.
Архиерейские грамоты были вручены:
- президенту-председателю правления ПАО Банк ВТБ Андрею Леонидовичу Костину;
- благодетелю храма Роману Николаевичу Хафизову;
- Владимиру Викторовичу Рогову;
- Галине Алексеевне Роговой;
- Надежде Алексеевне Арсеновой;
- казначею прихода Любови Викторовне Корневой.
По окончании Литургии была совершена лития у гробницы адмирала Григория Андреевича Спиридова, героя Чесменского сражения Русско-Турецкой войны.
Директор ЗАО «Практика» Виктор Алексеевич Наумов (г. Златоуст, Челябинская область) передал для хранения у могилы адмирала в Преображенском храме кортик, сделанный по образцу адмиральских кортиков того времени. На рукояти изображен герб Российской империи и вензель императрицы Екатерины II, на ножнах — герб и вензель адмирала Григория Спиридова, гравюра Чесменского сражения. Позднее будет изготовлена бронированная капсула для хранения кортика.
Затем владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Илья, дорогие отцы, братья и сестры!
С воскресным днём вас сердечно поздравляю! Наконец-то появилась возможность к вам приехать. Сам этот факт я склонен расценивать как проявление милости Божией.
Как раз в связи с сегодняшним евангельским чтением хотелось бы немножко поговорить про милость Бога. Как мы помним, некие слепцы обратились к Господу Иисусу Христу: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9, 27), и Он им даровал зрение.
Конкретно эта история содержится только в Евангелии от Матфея. Но у трёх евангелистов — у Матфея, Марка и Луки — есть другая история — про исцеление слепых людей около Иерихона на пути в Иерусалим. Разные истории, но в обоих случаях, слепые люди взывают совершенно одинаково: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» Ни в этой истории от Матфея, ни в истории, которая есть у трёх евангелистов, никакой другой просьбы эти люди не высказывают. Можно, конечно, решить, что это некое общее место, которое евангелисты переписывают друг у друга. Но нет. Самые актуальные новозаветные исследования убедительно показывают, что евангелисты Матфей, Марк и Лука друг у друга не списывали. Их Евангелия совершенно самостоятельны. То есть это передача того, что было, так, как оно было. Слепые люди взывают ко Христу, и не просят ничего кроме милости.
Церковь очень хорошо услышала эту интенцию, прекрасно поняла евангельскую мысль. Мы чаще всего говорим «Господи, помилуй!» — мы просим милости у Бога. Милость же, к сожалению, далеко не всегда приводит к любви и послушанию. Из сегодняшнего евангельского чтения мы видим, что Господь оказал милость этим людям, взамен же попросил их о самой малости — никому не рассказывать, но они тут же пошли и разгласили.
Многие полагают, что если Бог как-то поможет, что-то сделает, то наше сердце откликнется. Но Евангелие и жизнь других людей показывают, что нет, так чаще всего не происходит. Ответ сердца Богу — это всегда проявление воли человека, и никак иначе. Необходимо потрудиться, себя заставить. Отклик на милосердие Бога целиком лежит в воле человека, какие бы то ни было милости от Бога не способны пленить сердце и не способны сделать его милосердным. Тогда как в конечном итоге каждый из нас будет судиться исключительно через призму милосердия, так, как об этом написал апостол Иаков: «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13).
На греческом слова «милость» и «масло» созвучны. Те отцы Церкви, которые думали на греческом, раскрыли эту мысль апостола Иакова весьма любопытным способом. Они приводят в пример масло, которым борцы смазывают тело, чтобы избежать захвата, говорят о том, что милосердие — это то масло, которым обмазана душа человека. Когда противоборствующие человеку силы — демоны — пытаются его ухватить, они не могут этого сделать, потому что человек выскальзывает из их щупалец. Такую аналогию предлагает нам, к примеру, преподобный Никодим Святогорец.
Задача любого христианина состоит в том, чтобы уподобляться Христу Спасителю. Бог милосерден по Своей собственной свободной воле. Того же самого он ожидает и от нас. Я очень надеюсь, что мы сможем откликнуться на Его милость соответствующим образом и что через это мы будем избавлены от осуждения на конечном Суде.