Перед началом Иринарховского крестного хода епископ Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

22 июля 2020, в день памяти священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.

За богослужением молились участники Иринарховского крестного хода.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла к празднику Святой Пасхи 2020 года настоятель храма Преображения Господня села Вощажниково Борисоглебского района протоиерей Борис Украинцев был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями.

По окончании Литургии владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сестры!

Рождённый гением Ильфа и Петрова «идейный борец за денежные знаки» Остап Бендер знал «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег у населения». При этом он говорит о сравнительно честном нарушении лишь одной из заповедей, заповеди номер восемь — «не укради». Если же попытаться сосчитать количество известных человечеству благовидных способов нарушения всего закона, то это число потрясёт воображение, и вряд ли оно будет конечным.

Официальная религия Ветхого Завета продвинулась в вопросе честного уклонения от исполнения заповедей очень далеко: были разработаны специальные логические схемы, выстроены смысловые цепочки, описаны особо сложные случаи. Об одной из таких схем нарушения заповедей говорит в сегодняшнем евангельском чтении Христос Спаситель применительно к пятой заповеди, заповеди о почитании родителей.

В книге Чисел есть такие слова: «Если человек даст обет Господу, или поклянётся клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить всё, что вышло из уст его» (Числ. 30, 3). Далее в этом же месте книги Моисей говорит об условиях действительности данного обета: это условие заключается в наличии свидетеля его произнесения.

Некоторые комментаторы Евангелия от Матфея полагают, что именно это и имел в виду Христос, когда Он сказал о том, что «если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15, 5-6). Человек по какой- то причине, может быть, по свойственному каждому раздражению или же гневу, мог произнести неосторожные слова в присутствии своих родителей, а именно назвать священным своё собственное имущество. В таком случае он был обязан, согласно воззрениям современников Христа, выполнить клятву, то есть материально помогать уже не родителям, а Иерусалимскому храму. Более того, он все своё имущество должен был оставить Храму. Неважно, по какой причине были сказаны слова, которые прозвучали как обет, важно, что человек был обязан его исполнить.

Таким образом, одна из заповедей Моисея упраздняла другую, значительно более важную — заповедь о почитании родителей. Но не станем судить людей Ветхого Завета. У них, в отличие от нас, не было знания слов апостола Иоанна Богослова и слов апостола Павла, которые сумели выразить квинтэссенцию Божественного закона: Он есть любовь. Правильно, благочестиво и угодно Богу то, что определяется любовью к человеку. Любовью не сентиментальной, а настоящей, той самой, ради которой человек без колебания может отдать свою жизнь за другого.

Сегодня начинается Иринарховский крестный ход. Кем-то он может быть воспринят как самоценное действие. Но я надеюсь, что каждый из его участников сможет увидеть в этом образе молитвы высший смысл, надеюсь, что для каждого участника крестный ход станет способом познания любви Божией.

Похожие публикации