16 февраля 2019 года, в день памяти святого благоверного князя Романа Угличского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме царевича Димитрия «на поле» в Угличе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие отцы, отец-настоятель, братья и сестры!
Я сердечно поздравляю вас с днем памяти благоверного князя Романа Угличского и думаю, что вы все прекрасно знаете его житие и чувствуете его молитвенную поддержку, потому что вы находитесь близко к его честным мощам.
Мы в алтаре не все слышали, что было сейчас сказано на проповеди перед причастием, но я знаю, что речь шла исключительно о благоверном князе Романе. Поэтому я не буду повторять и говорить о князе, а скажу о евангельском чтении. Я глубоко убежден в том, что это чтение легко связать с любым святым, и никакой человек не может стать свят перед Ликом Бога, если он опытно не осознает, о чем идет речь в этом евангельском чтении.
Сегодня нам была предложена краткая притча о вдове, которая досаждает судье неправедному с тем, чтобы он ей помог. И вот он сначала не хочет, но, так как она проявляет настойчивость, он все же идет ей навстречу и помогает. Господь заканчивает эту краткую притчу словами, что, если вот так, от настойчивости смягчается сердце судьи неправедного, то тем более Бог помилует людей, вопиющих к Нему день и ночь.
Здесь возникает очень важный, и вместе с тем непростой вопрос. Потому что любой человек, который имеет какой-то опыт христианской жизни и опыт молитвы, знает, что Бог далеко не всегда отвечает на молитвы и, зачастую, особенно в состоянии какого-то горя и потери, в серьезной, сложной ситуации, молитвы не имеют вообще никакого отклика. Ощущение, что либо Бог умер, либо Бог глух, либо Его вовсе никогда не существовало.
Об этом состоянии сказано и написано много. Зачастую, может быть, и в самых страшных и трагических обстоятельствах, Бог тоже не отвечает на наши молитвы. И есть соблазн начать думать о Боге не так, как о Нем говорится в Евангелии, или вообще уйти на позиции отрицания бытия Божия. Но мы знаем, Евангелие неложно, мы исповедуем это как христиане.
Мне в связи с этим евангельским чтением вспоминается история из жизнеописания преподобного Силуана Афонского, которое составил архимандрит Софроний (Сахаров), его ученик. Там в самом начале этого жизнеописания есть такой момент, в котором говорится, что Симеон, так звали преподобного Силуана до пострига, молился Богу. Много молился, долго молился со словами «Господи, помилуй меня!», но Бог ему никак не отвечал, и в какой-то момент он дошел до совершеннейшего отчаяния и обратился к Богу, сказав «Ты неумолим!» И вскоре после этого он своими умными очами увидел Христа. Увидел Его исполненный любви взор и понял, что Бог есть Любовь совершенная. И, как говорил сам преподобный Силуан, что если бы это видение продлилось бы еще хотя бы несколько секунд, то он бы умер от преисполняющей его благодати. То есть получается, что через терпение, фактически, через отчаяние преподобный Силуан пришел к познанию любви Божией. Он ее опытно познал, увидел.
И апостол Иаков говорит о том же. Он говорит братьям, что когда вы впадаете в искушения, воспринимайте их с радостью, потому что «искушения соделывают долготерпение, а долготерпение приводит к совершенству, а совершенным открывается любовь Божия».
Получается, что, если мы сравним то, что сказано в жизнеописании преподобного Силуана Афонского, то, что сказано в Евангелии и то, что говорит апостол Иаков — сравним это, то поймем, что, если не станем совершенными, то Бог не сможет нам открыться. А совершенными мы не можем стать без терпения, а терпение невозможно без этих минут богооставленности. Может быть, даже часов и лет богооставленности. И, что через эту кажущуюся богооставленность мы научаемся терпению, а через терпение приходим к совершенству, а совершенство дает нам познание любви Божией.
Если мы посмотрим на житие любого святого, например, на житие благоверного князя Романа Угличского, о котором мы знаем очень немного, то заметим, что и его жизнь связана с безграничным терпением. Терпение помогло ему достичь совершенства, а совершенство помогло увидеть любовь Божию. А человек, который любовь Божию постиг, он этого уже забыть не может. Он навсегда остается пленником этой любви и ее проводником.
И вот, особенно в преддверии наступающего Великого поста, нам в нашей жизни очень важно помнить, что без терпения, молитвенного терпения, терпения всех обстоятельств нашей жизни, мы не сможем стать совершенными. Что все те житейские нестроения, все то неудобство, которое бывает, оно принципиально неустранимо. Почему? Потому что такова воля Бога. А она связана с тем, что Бог нас всех призывает к совершенству, а без этих вот мелочей, вещей, которые нам приходится терпеть, начиная с самих себя — свои собственные грехи и свою собственную немощь приходится терпеть в первую очередь — мы бы не смогли стяжать совершенство. Все те неровности, которые есть, Бог нам дает для нашего же блага, чтобы мы стяжали совершенство и познали Его любовь.
Дай Бог, чтобы мы с вами с этого пути не сошли и достигли познания любви Божией совершенной, прекрасной, великой и непостижимой!