21 февраля 2019 года, в день памяти великомученика Феодора Стратилата, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Сегодня, в престольный праздник сей обители, нас всех здесь собрал великомученик Феодор Стратилат. Я думаю, что вы помните, что святой Феодор пострадал во времена гонений на христиан. И в честь этого праздника Святая Церковь своим уставом определяет читать определенное зачало Евангелия от Матфея. Это зачало, в котором рассказывается, как Господь посылает своих учеников на проповедь и говорит, что будет дальше происходить. Говорит о конечных судьбах мира, и среди всего прочего о том, как себя вести ученикам Христовым тогда, когда будет происходить кончина мира.
Первые христиане жили в ощущении скорого конца мира — первые века были наполнены ощущением скорого прихода Христа Спасителя. В том числе и по этой причине люди шли на мученичество, потому что они при любом исходе ожидали смерти со дня на день и Второго пришествия Христова. Это эсхатологическое ожидание конца света никуда не делось. Как вы знаете, в Церкви оно живет до сих пор, и всегда среди христиан есть группы людей, которые пытаются понять, когда же оно произойдет.
Есть определенные признаки того, что Второе пришествие приблизилось. Эти признаки, думаю, все вы прекрасно знаете. О них говорит и апостол Матфей, и апостол Иоанн Богослов в своем Откровении. Но нигде нет определенной даты. И апостолы спрашивали Христа напрямую — мы читаем в Книге Деяний: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1, 6) То есть, не сейчас ли будет Второе пришествие, кончина мира? Господь отвечает четко и ясно: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 7-8).
Ранее, еще до Воскресения Христова, апостолы тоже спрашивали: «скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24, 3). Господь отвечал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36).
В связи с этим ответом Христа возникает очень важный вопрос. Если Господь Иисус Христос расписывается в своем незнании, то Он, что, получается, не Бог? Ведь Бог всеведущ. У Бога не может быть неведения. Мы исповедуем единого Бога в трех Лицах, но Господь Иисус Христос, Вторая Ипостась Святой Троицы говорит о том, что Он не знает чего-то, не знает времени кончина мира. Как с этим быть? Были группы людей, которые полагали, что Христос вторичен по отношению к Богу, то есть не вполне Бог. Он кто угодно: проповедник замечательный, пророк, великий человеческий гений. Но не Бог, потому что Он говорит о своем неведении. Понятно, что мыслителей древних и современных этот вопрос всегда занимал. Есть два, как мне думается, самых важных ответа на вопрос, почему Христос говорит о Своем незнании.
Первый ответ строится на том, что у Христа было до Воскресения некое ограничение по человечеству. Мы знаем, что Он как человек жаждал, как человек боялся, Ему было холодно, Ему хотелось есть, Он уставал и так далее. Он не мог перемещаться в пространстве мгновенно и быть везде. То есть телесно Он был ограничен. Ему, чтобы попасть из Галилеи в Иерусалим, необходимо было идти и преодолевать различные препятствия, встречающиеся на пути. Толкователи считают, что Христос не знал силу по своему человечеству. По Божеству знал, а по человечеству нет.
Есть еще второй ответ, который, как мне думается, для нас всех в большей степени важен. Потому что есть много людей, которые вместо того, чтобы действовать так, как сказал Спаситель, то есть не думать о том, когда произойдет эта кончина, а принять силу Святого Духа и быть проповедником Благой вести, ожидают кончину мира. Благая весть — не про кончину мира, она про спасение от греха. Вторая группа говорит о том, что Христос здесь поступает так, как поступают родители в отношении своих детей. Например, маленький ребенок увидел ножик и хочет им поиграть. Родители скажут «нельзя», ребенок не поймет. Родители сделают так — уберут с глаз этот ножик, спрячут.
Мы прячем от детей то, что для них опасно. Потому что совершенно бесполезно до определенного возраста ребенку объяснять, как обращаться с ножом, топором, спичками. Это бесполезно, нужно прятать все вещи для того, чтобы ребенок не повредил себя и окружающих. То же самое, по мысли ряда толкователей Церкви, делает здесь Христос Спаситель. Человеку крайне неполезно знать время кончины мира, как и время собственной своей кончины. Потому что это знание способно принести великий вред душе — человек не может жить, зная точную дату кончины как самого себя, так и мира. Потому что в этом случае человек лишается такой особой устремленности к Богу. Тут можно долго говорить, почему именно так Бог скрывает. Но факт остается фактом: скрывает Он это для нашего блага. Точно так же, как скрывают родители что-то опасное от своих детей.
Я все это говорю, памятуя о великомученике Феодоре. Ведь с одной стороны, в его время ожидание конца света было более напряженное, чем сегодня, потому что совсем недавно происходили евангельские события. А с другой — он ведь не высчитывал ничего, он просто действовал так, как повелевает действовать Евангелие. И это привело его, с одной стороны, к мученичеству, а с другой стороны, к великой святости.
Дай Бог, чтобы мы с вами думали не о самих себе, не о своих днях на этой земле, а исключительно об исполнении слов Христа.
Я сегодня особо поздравляю наших благодетелей — Федеральную службу судебных приставов. Я хотел бы вам пожелать, чтобы ваша деятельность и ваша помощь монастырю, ваша молитва тоже были не ради чего-то земного, а ради исполнения слов Христа, чтобы слова Христа были девизом вашей жизни.