20 июня 2020 года, в канун Недели 2-й по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Ангелы существа крайне интересные, они регулярно врываются в библейское повествование, как Ветхого, так и Нового завета, они своим появлениям нарушают ход истории, многое меняют, они зачастую имеют в этих рассказах человекообразный вид, но при этом они не люди. Дело тут даже не в том, что они существа бестелесные, бессмертные и потому не обремененные теми грехами, которые мы обычно перечисляем на своих исповедях. В конце концов, душа каждого из нас также бессмертна и не менее бестелесна, чем ангельские силы.
Отличие ангелов от нас проходит совсем в иной плоскости: они не говорят и не думают ничего такого, что не было бы проявлением воли Бога. Если безымянный ангел говорит женам-мироносицам у Живоносного Гроба, что ученикам и Петру надлежит отправиться в Галилею с тем, чтобы там встретиться с Христом Воскресшим, то это не слова и не формулировка конкретного ангела, это слова и формулировка Самого Бога. Ангелы, в отличие от нас, не интерпретируют и не пересказывают своими словами, они с точностью, которая превышает математическую, передают слова Бога. Не ангел, а Бог сказал ученикам и Петру идти в Галилею. Не ангел, а Бог решил использовать фразу «ученикам Его и Петру».
Собственно, именно так и прочитывали эти слова древние и новые толкователи. Никто из них не относил сказанное к личным измышлениям ангела, но все они видели в них слова Христа.
Именно Христос, отдельно называя имя Петра, призывает к себе того, кто не считал для себя возможным на тот момент быть причисленным к апостолам. Историю с отречением Петра можно рассматривать с самых разных сторон, в ней очень много граней, но вполне понять ее вряд ли мог и сам апостол. Тогда как Христос совершенно достоверно знает и о причинах, и о последующем состоянии Своего ученика, Он этим упоминанием его имени проявляет заботу о нем. Такую заботу, которую проявить может лишь Бог. Ведь только Он никогда не ошибется и всегда скажет то, что необходимо именно в тот момент, когда это нужно. Он не промахнется. Он не ошибется с тональностью. Он всегда попадет точно в цель.
Общеизвестно, что Евангелие от Марка написано со слов апостола Петра, поэтому эти слова не какая-то благочестивая реконструкция, это отражение реальности. Реальность же такова, что у Бога нет своих и чужих, нет тех, кто проявил слабость и потому должен уйти навсегда, у Бога есть лишь те, о ком Он не перестает заботиться, те, кто несмотря ни на что остаются Его возлюбленными чадами и друзьями. Друзьями, которых не предают, даже если сам друг не сумел проявить нужной стойкости и мужества. Это — необыкновенное и совершенно чудесное свойство Бога, Он всегда с нами, даже тогда, когда мы не считаем возможным хоть как-то приблизиться к Нему.
Его бесконечное милосердие, с одной стороны, должно вселять в нас неисчерпаемый оптимизм, и я надеюсь, что именно так оно и происходит. А с другой стороны, переживание Его деятельного милосердия к каждому человеку, не может не подвигать тех, кто умеет видеть и чувствовать, на то, чтобы становиться проводником Его свойств, Его благости для всех и для каждого.