10 апреля 2019 года, в канун четверга 5‑й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил утреню со чтением канона преподобного Андрея Критского (Мариино стояние) во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! В Постной Триоди в сегодняшней службе есть текст, который называется синаксарь, где объясняется, откуда появился Великий канон, и рассказывается, почему в этот день Церковь установила читать его полностью вместе с житием преподобной Марии Египетской. Основной смысл церковного установления в том, что пост приближается к концу, и мы начинаем немного расслабляться в покаянном делании. По мысли составителей этого текста, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который будет прочитан со вниманием и сердечной теплотой, настолько пространный и «сладкогласный», что не может не растопить даже самое жестокое сердце и не наставить его на путь покаяния.
Я далек от того, чтобы назвать себя сердцеведцем и сказать, как сердце каждого из нас откликнулось на этот канон, но про свое сердце могу сказать вполне определенно — никак. Я каждый год пытаюсь заставить сердце отозваться на Великий канон, читаемый на пятой седмице, и каждый раз с горечью констатирую, что оно не реагирует. Тогда у меня возникает вопрос к самому себе: «Почему?» Я нахожу причину не в том, что мое сердце настолько жестоко, а в том, что у меня не хватает внимания к словам этого канона, потому что, с одной стороны, используются сложные церковнославянские обороты, а с другой — мысль постоянно летает где-то вовне. Полагаю, что так происходит со многими. Мне думается, что нам по целому ряду причин как раз не хватает внимания к словам того, что мы читаем и поем в храме, особенно Великим постом. Это одна мысль. И, безусловно, это то, над чем необходимо работать.
Вторая моя мысль в связи с сегодняшним днем касается жития преподобной Марии Египетской. Мы понимаем, что основная идея выражена в самом житии преподобной Марии: Бог принимает любого кающегося. На ее примере показано, что Господь не отвергает никого. Ее житие прекрасно своими несколько гротескными образами, но у него есть абсолютно понятная динамика: оно восходит от самого низа к вершине добродетели, где заканчивается смертью преподобной Марии. Для нас возникает другой вопрос: «Если ты добрался до вершины и упал, что делать? Закончилось все или нет?» Падения в жизни каждого из нас происходят постоянно. Но что с этим делать? Есть удивительное житие преподобного Иакова Постника, которое, к сожалению, не входит в круг богослужебных чтений. Сегодня мало кто знает житие этого святого, поэтому я позволю себе кратко его пересказать.
Преподобный Иаков Постник от юности был благочестив, он подвизался в Финикии, где и достиг старости. Много лет преподобный жил в пещере, предаваясь молитвенным подвигам, за что получил от Господа дар чудотворения. Под влиянием Иакова многие местные жители обратились в христианскую веру. Слава о подвижнике все ширилась. Он был настоящей грозой для язычников.
Тогда, чтобы погубить его, язычники подослали к Иакову женщину распутного нрава, чтобы она его соблазнила. Но преподобный выдержал все напасти. В момент особого соблазна просто сжег свою руку. И эта женщина, видя его веру и терпение, покаялась, приняла монашество и впоследствии была прославлена. Иаков Постник практически уже достиг своей кончины, но однажды родители привели к нему свою дочь, страдающую от беснования. Преподобный исцелил девочку, но она была так слаба, что родители попросили оставить ее у старца еще на несколько дней, чтобы она окрепла, а сами вынуждены были уйти.
Ночью Иаков Постник впал в такой соблазн, что сначала изнасиловал болящую отроковицу, а потом, устрашившись этого греха, убил ее, а труп спустил по реке. После этого он побежал с того места, потому что очень испугался всего сделанного. Казалось бы, что мы можем ждать от человека, который пал так низко? Ничего хорошего.
Но, как повествует его житие, в одном из монастырей он принес покаяние, после чего двинулся дальше, затворился в пещере и много лет приносил Богу покаяние, плача и рыдая, прося прощения за содеянный грех. Господь внял молитвам раскаявшегося и возвратил его на прежнюю высоту добродетели, то есть преподобный благодаря покаянию вернулся туда, откуда ниспал.
Житие Иакова Постника, с одной стороны, открывает нам глубину милосердия Божия. А с другой — показывает, что нет той вершины, с которой человек не может упасть. Нет того возраста, пребывая в котором, человек не мог бы пасть, нет того социального статуса, известности и заслуг, благодаря которым человек не мог бы пасть. Все мы, пока живы, можем так же, как преподобный Иаков, низвергнуться. И далеко не всегда у человека такая поступательно восходящая жизнь, как у преподобной Марии.
Я думаю, надо помнить о том, что все мы, с одной стороны, подвержены падениям, а с другой — нет и не может такого греха, который мог бы остановить потоки милосердия Божия, кроме хулы на Духа Святаго. Дай Бог нам всегда это помнить!