6 июня 2020 года, в канун Дня Святой Троицы — Пятидесятницы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Всем прекрасно известно, какое событие мы вспоминаем в день Пятидесятницы — схождение на апостолов Духа Святого. Но все мы так же прекрасно помним, что это схождение не было единственным ниспосланием апостолам Святого Духа. Об этом нам напоминает и сегодняшнее евангельское чтение, оно доносит до нас рассказ о том, что Христос после Своего Воскресения явился ученикам и даровал им Духа Святого через дуновение. Ни у кого из авторитетных толкователей нет сомнений в том, что речь в обоих случаях идет об одном и том же Духе, но толкователи расходятся в мыслях о причинах двойного ниспослания Святого Духа.
Кто-то, к примеру, архиепископ Аверкий (Таушев), говорит о некоей предварительной благодати Святого Духа, которая должна была утвердить апостолов в вере в Христово Воскресение и дать им возможность понимать Писание. Есть те, кто считает иначе, и говорит, что первое ниспослание Духа должно было даровать ученикам любовь к ближнему, а второе — любовь к Богу. Так считал святитель Григорий Двоеслов, он исходил из того, что первое ниспослание было «на земле», а второе — «с Неба». А святитель Иоанн Златоуст упоминает и некоторые другие соображение по этому поводу, он сказал так: «Некоторые говорят, что Христос тогда не дал Ученикам Духа, но через дуновение сделал их способными к принятию Его. Однако, не погрешит кто, если скажет, что и тогда они восприяли известную духовную власть и благодать, чтобы отпускать грехи, почему и присовокупил: «имже отпустите грехи, отпустится», являя сим, какой вид действия (энергии) дает: ибо безмерна — благодать и многообразно — дарование».
Такое перечисление мнений по поводу двойного ниспослания Святого Духа можно продолжать очень долго, важно же здесь то, что у авторитетных толкователей нет единства в понимании этого вопроса. Этот факт особенно ярко показывает ту мысль, что, размышляя о Святом Духе, невозможно говорить языком твердых точных формулировок, таким языком, который бы раз и навсегда объяснил всем и все.
Впрочем, это неудивительно. Ведь нам стоит помнить, что в словосочетании «духовная жизнь» первое слово относится к Духу Святому. Та жизнь духовна, которая состоит в общении с Духом Святым. Но если мы попытаемся описать эту жизнь, то очень скоро зайдем в тупик, потому что Сам Христос в беседе с фарисеем Никодимом сказал, что «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8). Дух неуловим, Он не поддается описаниям, Он превосходит любое представление о Нем, но Он есть, Он действует, Его дарования различны, но все они имеют одну цель — спасение человека, вечная жизнь со Христом Спасителем нашим и Богом.