В Великий Понедельник епископ Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Феодоровском монастыре

22 апреля 2019 года, в понедельник Страстной седмицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Феодоровском женском монастыре.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка Даниила, дорогие сестры, отец Александр, отец Анатолий!

Мы с вами вступили в Страстную седмицу и сегодня слышали часть эсхатологических пророчеств из Евангелия от Матфея.

Евангелие от Матфея отличается от других Евангелий в том числе и тем, что его автор собирает различные поучения Христа в единые блоки. У него есть блок, который называется Нагорной проповедью, есть блок притчей, есть также блок эсхатологических пророчеств. Очевидно, что подход к тексту в то время, когда апостол Матфей писал Евангелие, был несколько иным по сравнению с современным.

Отличить сегодня то, что Христос говорит применительно к концу времен, и то, что Он говорил о скором разрушении Иерусалима, довольно сложно. Эти пророчества имеют своеобразную композицию: начинаются с одного, продолжаются другим, заканчиваются снова первым. Мы с вами сегодня слышали: все то, о чем говорит Господь, исполнится при жизни тех людей, которые Его слушают.

И так Он говорит, в том числе, и о кончине мира. Это кажется довольно странным: складывается впечатление, что Он либо обманул, либо ошибся, а Он есть Мессия Христос, либо мы чего-то не понимаем. Так вот здесь мы как раз таки и не понимаем, потому что при жизни слушателей Христа был разрушен Иерусалим, и очевидно, что фразу «не прейдет род сей, как все сие будет» необходимо относить именно к данному пророчеству. Но есть и другой подход к прочтению этого места. Некоторые толкователи трактуют его в том смысле, что верующие во Христа не истребятся до того времени, когда наступит Второе страшное Христово пришествие.

Мне думается, что в контексте Страстной седмицы для нас важно именно второе прочтение слов Христа Спасителя, потому что мы с вами именуем себя христианами, хотим ими быть и наша с вами задача — христианство сохранить. Как понять, христиане ли мы? На самом деле есть очень простые признаки. Когда апостолы вышли на проповедь, то люди боялись приближаться к ним, потому что чувствовали свое недостоинство и неготовность к общению с учениками Христа, потому что апостолы были людьми чистыми. При этом народ вдохновлялся их образом и хотел следовать за ними, но людям мешала духовная скверна, очистив которую, они следовали за апостолами.

На мой взгляд, самый важный критерий таков: если люди, общаясь с нами, глядя на нас, хотят идти за Христом и называться христианами, значит, мы и есть христиане. Если же нет, если происходит нечто противоположное, то мы с вами не христиане. Нам есть здесь, о чем подумать и над чем поработать. Дай Бог, чтобы каждый из нас, рано или поздно, в полной мере смог стать христианином — тем человеком, глядя на которого, люди стремятся к Христу.

Похожие публикации