Епископ Феоктист совершил вечернее пасхальное богослужение в Преображенском храме села Нагорье

Вечером 30 апреля 2019 года епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил пасхальную вечерню и утреню в Преображенском храме села Нагорье Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, дорогой отец Илия, дорогие братья и сестры, Христос Воскресе!

Я не знаю, о чем вам рассказывает с амвона отец Илия, и не знаю, какие книги вы читаете, поэтому я спрошу: знакомы ли вы с таким понятием — «антиномия»? Видимо, отец Илия об этом не говорил. Я тогда немножко расскажу про богословское понятие антиномии. Классический пример антиномии — это христианское православное учение о Троице. Бог Троица и Бог Един. Два утверждения, которые противоречат друг другу, но при этом одновременно каждое из них — истинное. В христианстве очень много утверждений, являющихся антиномией по своей сути. Мы, как христиане, вообще призваны к тому, чтобы наше мышление было антиномично, чтобы мы спокойно с этим жили, и у нас не возникало внутреннего конфликта, когда мы думаем, к примеру, о Троице.

Я завел речь об этом не случайно, а в связи с одной фразой, которую мы сегодня с вами спели, и которая повторяется очень часто в эти пасхальные дни в самых разных вариациях.

Мы сегодня пели «просветимся торжеством». Вообще, в эти пасхальные дни Церковь нас призывает «просветиться». Просветиться Воскресением Христовым, торжеством Пасхи. А что значит просветиться? Мы знаем, что ангелы, архангелы, небесные силы называются вторыми светами, потому что они, как находящиеся рядом с Богом, получают от Него просвещение и в какой-то степени, возможной и доступной для человека, передают его нам. Церковь нас призывает делать то же самое: просветиться через пасхальное празднество, через торжество Пасхи. Но как это сделать? Что это? Кричать: «Христос воскресе!», и через это принять просвещение? Нет. Что тогда? Может быть, есть яйца, куличи и пасхи? Что делать, чтобы просветиться пасхальным светом?

Вот здесь я снова хочу сказать об одной очень важной антиномии. С одной стороны, благодать Божия, Свет Христов, дается человеку исключительно по милости Божией. То есть просто так он дается — ни за что. С другой стороны, чтобы получить это просвещение, и стать причастниками божественного света, надо потрудиться. Получается, что дается он ни за что, не по трудам, но, чтобы его получить, необходимо потрудиться. Это еще одна христианская антиномия, нравственная антиномия.

В наших святцах нет примеров святых, которые бы получили просвещение и святость, просто сидя на месте, ничего не делая. Вот он сидит себе, и — бах! — получил просвещение и какое-то особенное знание, через которое спасся. Нет таких примеров. Есть примеры труда. На самом деле сегодня Церковь нас призывает как раз потрудиться, а не расслабиться после постного подвига. В первую очередь, потрудиться в милосердии к тем, кто нас окружает. Потрудиться в воздержании и молитве, и через это — просветиться торжеством.

Таким образом, когда Церковь говорит «просветимся торжеством», она призывает нас к совершенно понятной деятельности — делам милосердия, молитвы и воздержания. Я очень надеюсь, что мы с вами правильно поймем и правильно услышим этот призыв Церкви, и то, что мы смогли приобрести по милости Божией в этот Великий пост, мы с вами не растеряем в самое ближайшее время, а наоборот, сделаем это своим и неотъемлемым. И всегда будем прибывать в свете пасхальной радости.

Помощи вам всем Божией, и еще раз вас поздравляю со Светлым Христовым Воскресением. Христос воскресе!

Похожие публикации