26 сентября 2019 года, в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме — Воскресение словущее, епископ Переславский и Угличский Феоктист возглавил Литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери Воскресенского мужского монастыря.
По сложившейся традиции богослужение совершалось пасхальным чином.
По заамвонной молитве был совершен крестный ход.
В память о богослужении настоятель монастыря игумен Димитрий (Горбатюк) преподнес владыке образ святителя Николая Чудотворца.
По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к верующим со словами проповеди:
— Дорогие отец Димитрий, братья, матушки, сестры поздравляю вас с престольным праздником этого монастыря!
Довольно странный для Бога вопрос: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16, 13). Разве Он не серцеведец? Разве Он этого не знает? Разве Он не видел молитву апостола Филиппа под смоковницей?
Если бы Христос не был Богом, то подобный вопрос выглядел бы как попытка не вполне уравновешенного начальника узнать мнение коллектива о себе самом. Узнать, кто как к нему относится с тем, чтобы сделать некоторые выводы и одних поощрить, а других отметить как неблагонадёжных. Но Христос — Бог, а не начальник. Он и без ответов своих агентов знает ответы на все вопросы.
А для чего Он вообще задавал вопросы? Очевидно, что для самих людей. Для того же, для чего задают вопросы учителя на уроках. И для чего задают вопросы родители своим маленьким детям. Не для того, чтобы узнать новую для себя информацию. А для того, чтобы научить ребенка. Чтобы, пытаясь дать ответ, он начал думать. Осмысление происходит тогда, когда есть попытка ответа на вопрос. Не случайно в Евангелии довольно много сложных мест, не случайно попытки согласовать между собой свидетельства различных евангелистов вызывают определенные трудности.
Христос Спаситель зачастую провоцирует слушателей. Нет, Он не пытается Своими словами рассорить людей, не пытается изменить государственное устройство. Он пытается изменить самого человека и взаимоотношение человека с Богом. А как можно изменить человека? Надо заставить его искать ответы. Мы прекрасно понимаем, что как только человеку становится всё ясно, как только он решает, что он всё познал, что для него не осталось неясного, прекращается развитие, начинается стагнация и умирание. Хотя внешне может казаться иначе. Человек в самом расцвете сил, он хорош собой, он со всех сторон обеспечен и застрахован, он умеет жить и будет жить ещё долго. Но если у человека исчезают вопросы, то у него и теряется интерес к жизни. А жить без интереса невозможно. Существовать — и неплохо существовать — вполне!
Вопросы, которые задает Христос, задает Евангелие, задает Церковь, задает сама жизнь, встречаются постоянно. И мы со временем научаемся эти вопросы как-то обходить. В этом, как мне кажется, большая проблема. Если я, к примеру, сейчас спрошу, например, о призвании апостола Павла и о двух описаниях этого события, попрошу кого-нибудь из священнослужителей рассказать мне про эти эпизоды Нового Завета, боюсь, что не получу ответа. Потому что мы мало очень интересуемся Священным Писанием, мы мало интересуемся также вообще христианством, как таковым. Теми вопросами, настоящими вопросами, не вопросами об обряде или еде, или о традициях, а сущностными вопросами, христианства, мы интересуемся крайне мало. И из-за этого топчемся на месте.
Чтобы расти, как интеллектуально растут дети в школе, нам необходимо постоянно отвечать на вопросы, те самые, которые ставит перед нами Бог через Священное Писание и через нашу жизнь. Не уклоняться, не прятаться за ширмой понятных, привычных ответов, которые разбиваются, если вклиниться в них с неожиданной стороны, а честно на них отвечать. И только тогда будет христианское возрастание.
Дай Бог, отец Димитрий, чтобы ваша братия, ваши прихожане, и все мы не боялись вопросов, искали на них ответы, и через поиски ответов росли над самими собой, восходя от силы в силу.