1 декабря 2019 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья!
Мне бы хотелось немножко поразмышлять на тему, которую нам задало сегодняшнее евангельское чтение. Это притча Христова о неразумном богаче. То есть, о человеке, на которого в буквальном смысле свалился большой урожай и который подумал: «сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 18‑19).
Господь называет этого человека безумцем. Совершенно очевидно, что этот человек, как и любой из нас, был создан Богом, как бессмертное существо. Мы все жаждем стабильности и предсказуемого, понятного будущего. Сложно мириться с тем фактом, что у нас нет, и не может быть никаких гарантий. Но, тем не менее, будучи созданы бессмертными, мы не можем их не искать.
Господь говорит нам этой притчей, что только Бог может быть гарантией — ни что иное: ни положение в обществе, ни имущество, ни что-либо другое. Только Бог.
Понятно и совершенно предсказуемо, что архиерей, стоя здесь, будет говорить, что Бог является Источником и Гарантом. Это, своего рода, закон жанра. Но, буквально два дня назад, я послушал любопытную лекцию одного гарвардского профессора. Он рассказывал о результатах самого долгого социологического исследования проводимого в Гарварде. 75 лет назад они взяли 19-летних юношей, 750 человек, и начали исследовать их жизнь путем анкетирования. Раз в два года они снова обращаются к этим людям с самыми разными вопросами, которые касаются семьи, работы, отношений и здоровья, всего прочего.
Сегодня ещё живы и участвуют в этом проекте из 750-ти человек 60, которым уже далеко за 90. И как вы думаете, что является гарантом, что человек будет долго жить? Что есть общего у всех этих 60-ти человек, которым сейчас больше 90 лет? Что их отличает от других, почему они так долго живут?
Нет, это не вера и не правильный образ жизни. Это крепкие социальные связи. Долгожителями оказались те люди, которые отдают себя семье, близким. Вот они живут долго. Причём, в социальном смысле это самые разные люди. От ученых и президента страны до выходцев из бедных районов Бостона. Оказывается, что долго и счастливо живут как раз те, кто, говоря языком Евангелия, богатеет не в себя, а в Бога.
Что значит «богатеть в Бога»? Это означает отдавать самого себя и всё то, что нами получено от Бога, другим людям. Это означает, что человек социализирован в том смысле, что он отдаёт другим, а не копит для себя. И вот эта отдача другим является тем самым искомым гарантом. Конечно, не абсолютным — всякое бывает, у Бога свои планы на каждого из нас. Но, тем не менее, с точки зрения социологических экспериментов, с точки зрения Священного Писания, с точки зрения Христа — это является гарантом долгой и , в общем-то, вполне счастливой жизни.
И ещё важный момент, который необходимо отметить: литургические чтения из Священного Писания складывались под воздействием определенных причин.
Сегодня мы слышали притчу, которая, как кажется, ни к чему не привязана. Просто: «И сказал им притчу…», и начинается притча. «У одного богатого человека…» и так далее. Но эта притча была ответом Христа на вопрос, о том, как человеку с его братом разделить имение. Ко Христу пришёл человек и говорит: у меня такая ситуация, помоги нам с братом разделить имение. Человек обратился по сугубо материальному вопросу ко Христу, а Господь ответил этой притчей.
Я думаю, нам нужно это помнить, потому что когда мы обращаемся к Богу или Его святым с сугубо материальными вопросами, в ответ мы получаем притчу о неразумном богаче. Конечно, разные бывают ситуации. Но если это не вопрос жизни и смерти, то мы получаем от Бога в качестве ответа эту притчу. Бог не будет нам в этом смысле помогать, а укажет на то, что является действительно важным.