В канун праздника Введения Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил всенощное бдение в Феодоровском монастыре

Борис Сосновский
Фото

3 декабря 2019 года, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Феодоровском монастыре Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, матушка, братья и сестры!

Для чего мы сегодня собрались в этом храме? Какое событие мы вспоминаем?

Абсолютное большинство из нас знает правильный ответ на эти вопросы: мы собрались, чтобы молитвенно вспомнить чудное вхождение Отроковицы Марии, будущей Матери Христа Спасителя нашего и Бога в Иерусалимский храм, в Его Святая Святых. Это то, что произошло, так сказать, в техническом смысле. А что скрывает за собой это событие в своей сути?

Ответ следует из песнопений сегодняшнего Праздника. В них Божия Матерь неоднократно называется «Одушевленным Кивотом завета». Что это означает?

А то, что весь Ветхий Завет, всё, что мы читаем в Ветхом Завете, все установления, все действия, они имеют так называемое прообразовательное значение, то есть это не вполне настоящее, это некий образ. А настоящее придёт позже.

И вот здесь, сегодня, это настоящее начинает происходить. Божия Матерь, входя в Святая Святых, Сама Собой замещает Ковчег завета. Основная изральская святыня — Ковчег Завета. Именно Ковчег завета раз в год кропили жертвенной кровью, когда приносили жертвы за грехи. Именно это мы сегодня празднуем, когда заканчивается Ветхий Завет с его прообразами, начинается настоящее, то, к чему Ветхий Завет человечество готовил.

Через небольшое время, даже по человеческим меркам, Иерусалимский храм перестал существовать как таковой, он стал не нужен. Он был разрушен, его сегодня нет, и по моему глубокому убеждению, его не будет больше никогда, потому что он утратил свой смысл.

Божия Матерь стала вместительницей Бога. К этому призван и любой другой человек. Понятно, каждый в свою меру и меры Пресвятой Богородицы никто не сможет достичь. Церковь исповедует, что в наибольшей степени к Ней приблизились христианские мученики, а потому основная святыня, без которой не может стоять храм — это их мощи, которые вложены в престол и в антиминс. Мы не можем совершать литургию, если у нас не будет этих мощей. Её никто не может совершать, ни архиерей, ни тем более священник. Мощи святых мучеников ничто, сделанное человеческими руками, не может собой заменить, тогда, как Ковчег Завета Иерусалимского храма был сделан людьми.

Эта смена одной прообразовательной святыни на истинную и настоящую началось со входом Пречистой Девы во Святая Святых. Именно это событие мы сегодня празднуем. Именно поэтому праздник Введения непосредственно связан с праздником Рождества Христова. Между этими событиями прошло около 12 лет, но в христианском богослужении они тесно связаны. Почему? Все потому же, — Отроковица Мария Своим входом во Святая Святых стала Одушевленным Ковчегом Завета, Христово Рождество — ближайшее следствие этого события.

Дай нам Бог всем помнить, что святыня, основная святыня с той поры, она всегда одушевленная, она всегда, так или иначе, человек. Человек уже у Бога прославленный и отошедший к Нему, и человек ещё живущий. Дай нам всем Бог помнить, что каждый из нас — святыня, и относиться к самим себе, к своим телам, к своей жизни, как к святыне — с благоговением. Не марать себя никакими грехами, потому что это есть кощунство. Дай нам Бог всегда об этом помнить.

С Праздником вас всех, благодарю за молитву!

Похожие публикации