В выставочном зале Владимирского кафедрального собора открылась экспозиция «Живые: новомученики концлагеря «Ясеновац» в свете воскресения», посвященная памяти узников одного из самых страшных лагерей смерти Восточной Европы.
Сеть концентрационных лагерей Ясеновац находилась на территории оккупированной Югославии с 1941 по 1945 год. По разным оценкам здесь было уничтожено около 700 тысяч сербов, евреев и цыган, в том числе и детей. Точное количество жертв системы лагерей Ясеноваца неизвестно. При этом, в работах историков, посвящённых Ясеновацу, встречаются совершенно разные цифры. Сайт мемориального музея лагеря смерти сообщает, что по состоянию на март 2013 года были известны имена 83 145 жертв. В работах сербских историков называются гораздо большие цифры. Архиерейский собор Сербской Православной Церкви прославил собор новомучеников Ясеновацких. Их имена включены и в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования дня памяти 13 сентября.
Основу экспозиции составляют репродукции картин насельницы Ясеновацкого Предтеченского монастыря монахини Марии (Антич). Среди выставочных экспонатов также присутствуют репродукции сохранившихся фотографий концлагеря, а также снимки, запечатлевшие современную жизнь Ясеновца.
20 марта выставку посетили учащиеся СОШ №4 Переславля, а 21 марта состоялось торжественное открытие.
С лекцией об истории лагеря выступил руководитель пресс-службы Орской епархии священник Максим Бражников и ведущий радио «Вера» Алексей Пичугин.
По окончании презентации своим мнением поделился епископ Переславский и Угличский Феоктист:
— Говоря про эту трагическую страницу человеческой истории, мы упомянули людей, из-за злой воли которых стали возможны эти ужасные преступления.
Многим, я думаю, известен Стэндфордский тюремный эксперимент, который был проведен в 1971-м году. Организаторы этого эксперимента набрали группу людей, случайным образом разделили их на «заключенных» и «надзирателей», определили правила, по которым должна была происходить эта ролевая игра и на две недели одних закрыли в камерах, а другие поставили их охранять за ними следить. По правилам никакого насилия или же оскорблений применять было нельзя, но, тем не менее через какое-то время среди тех, кто случайно стал «охранником», начали проявляться некоторые садистские устремления. Выяснилось, что склонность к садизму, к жестокости, есть у очень большого количества людей. Это десятки процентов. И мы на самом деле не можем про себя самих сказать, как мы поведем себя в той или иной ситуации. Конечно, хочется верить, что мы бы смогли из этого выбраться, и что в нас нет склонности к садизму.
Здесь упоминалось, что это те священники и иерархи Римской церкви, которые во всем этом участвовали, были неверующими людьми, говорилось и о том, что такова была политика Римской церкви. Но я убежден, что среди тех людей, которые потворствовали геноциду, были совершенно искренне верующие люди, которые ошиблись в своем прочтении Евангелия. Что-то не услышали, недопоняли, не увидели, что любовь Христова распинающаяся, а не распинающая, что у этой любви нет никаких ограничений, что она объемлет собой всех и каждого, а не какие-то отдельные народы.
Дай нам Бог все о этом помнить, и свое отношение к людям сверять со Христом, но не Христом, как идеей, а с живым Христом, с Тем, Кто ради нас умер на Кресте.