21 февраля 2020 года, в день памяти великомученика Феодора Стратилата – покровителя Феодоровского женского монастыря, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Введенском храме обители.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка Даниила, дорогие отцы, братья и сестры!
Поздравляю вас с главным престольным праздником этой обители – с днем памяти великомученика Феодора Стратилата.
В связи с его житием, особенно с финалом его жития, мне вспоминаются слова преподобного Варсонофия Оптинского. Святой Варсонофий говорил: «Любопытство есть смертный грех». Очевидно, что это утверждение звучит весьма неожиданно и очень вызывающе. И преподобный Варсонофий пояснял, что любопытство наравне с убийством или грабежом приводит к очень великим и тяжелым последствиям. Почему я об этом говорю в связи с житием великомученика Феодора? Потому что, когда его пытали, мучали, когда его пытались убить, были те люди, которые должны были находиться там по должности, были те люди, которые его любили, они пришли, чтобы в какой-то мере разделить с ним страдания. Но была еще толпа статистов. Точно так же, как и на Голгофе были римские легионеры, были те, кто любил Христа, а были статисты, которые когда услышали «Элои! Элои! ламма савахфани» (Мк. 15, 34), сказали: «о, Илию зовет, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Не сочувствуя, не соболезнуя, не разрывая сердца. Просто, как при просмотре какого-нибудь фильма. Что привело тех людей на Голгофу, и тех, о которых мы слышали в житии великомученика Феодора? Что их привело туда? Любопытство. Посмотреть, как человек мучается, как страдает.
Интерес к чему-то высокому, каким-то богословским истинам, к Богу, – это стремление познать божественное. А любопытство всегда проявляется в одной плоскости: в желании узнать что-то про другого человека, чаще всего, желание узнать, какой у него грех. И это способно, по свидетельству преподобного Варсонофия, разложить личность не в меньшей степени, чем совершенные убийство или грабеж. Человек берет то, что ему не принадлежит, ту информацию, которая ему не предназначена, пытается встать на то место, которое не является его местом. По сути дела, он пытается украсть или своровать.
Как мы знаем о тех любопытствующих, кто стоял рядом со Христом на Голгофе, и из тех, кто был рядом Феодором Стратилатом, — ни один не уверовал. Не было человека из этой толпы, который бы сказал: «Да, вот теперь я верую, я теперь хочу быть вместе с этим страдальцем». Уверовали либо воины, которые должны были быть там по необходимости, либо какие-то близкие люди, которые, может быть, до того момента еще не вполне имели веру.
Об этом важно помнить, помнить, что любопытство — тупиковый путь. Мы отвлекаемся от себя самих и от того, что мы должны делать, переносимся в своих фантазиях туда, куда нас не звали. И из-за этого теряем благодать, и, как следствие, спасение. Само собой, что нет ни одного святого, ни одного мученика, которые были бы рассеяны, которые не были бы сосредоточены на своей внутренней жизни, на своих грехах и на своем личном общении с Богом.
Я надеюсь, что в преддверии Великого поста святой великомученик Феодор Стратилат поможет нам в этой внутренней концентрации, концентрации ума и сил души, невозбранно следовать за Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.