15 февраля 2020 года, в праздник Сретения Господа и Бога нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист возглавил служение Литургии в Сретенском храме Переславля-Залесского.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Один профессор Московской духовной академии иногда с горькой иронией говорит, что в изучении истории нет никакого смысла — она никого ничему не учит. Исторические факты остаются просто фактами, которые никоим образом не влияют на нашу жизнь, на наше восприятие реальности, на наши мысли и на наши устремления.
Каким был Израиль в то время, когда произошла та встреча, которую мы сегодня празднуем?
Тогдашний Израиль напряженно ждал. Ждал и старец Симеон. Симеон Богоприимец ждал пришествия Мессии. Мессию ждали и многие другие люди. Вот только представления о Мессии у всех были разными. Кто-то полагал, что это будет новый царь, потомок Давида и что подобно Давиду он сделает Израиль великим, освободит от Римского владычества, поднимет Израильскую государственность на новую небывалую высоту. Кто-то ждал, что посредством Мессии Бог вторгнется в исторический процесс и, опять-таки, сделает Израиль великим. Для абсолютного большинства ожидание Мессии было сугубо национальным чаянием. Его ждали для достижения простой земной цели: Он должен был помочь конкретному народу в борьбе с его врагами. Мало кто был способен думать о Мессии иначе.
Каким-то удивительным образом старец Симеон мог. Об этом свидетельствуют его слова: он в своем знаменитом гимне говорит о спасении, которое Бог «уготовал пред лицем всех народов». Он видит Мессию не локальным национальным супергероем, а Тем, Кто пришел ради всех и ради каждого. Вне зависимости от времени жизни человека, места его жительства, его национальной принадлежности, его пола, возраста или образования. Вне зависимости от того, праведен человек или грешен. Мессия пришел для всех. Симеон, благодаря Духу Святому, видел это предельно ясно.
С одной стороны, время показало правоту старца Симеона. Он не ошибался, когда доверялся Духу. Бог воплотился не ради одного небольшого народа. Он воплотился ради всех. Чтобы не только израильтянам, но каждому человеку даровать первозданное величие.
Но несмотря на это, уже в христианской среде периодически возникает ощущение собственной национальной исключительности, ну а Христос в этом случае начинает восприниматься не как Тот, Кто пришел для всех, а как национальный освободитель, призванный помочь конкретному народу. Происходит ровно то, что случилось в Древнем Израиле.
Русский народ не является исключением из общего правила непонимания истории. Здесь необходимо четко осознавать, что хранение истины о Христе должно подвигать к ответственности: если конкретный я познал Христа, то это не предмет для гордости и изоляции от остального мира, это необходимость стать проповедником Христа. Ведь, в конце концов, познание Христа — не моя собственная заслуга, это Сам Господь решил открыться мне, по только Ему Одному ведомым причинам. И Он же может отойти в сторону, оставив меня без Себя. Так, как сделал это с замкнувшимся в самом себе Израилем.
Нам необходимо это помнить. Именно так мы должны ощущать самих себя и свой народ. Если мы знаем Христа, то мы должны быть Его свидетелями. Для нас не может быть своих и чужих, мы должны своей жизнью нести свет Христов всем людям.
Надеюсь, что Бог нам в этом поможет.